Найти в Дзене
Dance-Lab. Хореограф

Импровизация может дать щедрую порцию удовольствия, но надо суметь ее взять

Мой первый опыт Импровизации Когда я впервые встретилась лицом к лицу с импровизацией, не могу сказать, что эта встреча была приятной. Я хорошо помню это занятие и то, как было сформулировано задание педагога: «Инструкция только одна – просто танцуйте, свободно, раскрепощенно, дышите, поддавайтесь потоку внутренней энергии! Позвольте телу, испытать чувство восторга и полет души!» Вот и вся инструкция. Я была в недоумении. На тот момент, мое тело еще не имело опыта «быть свободным и раскрепощенным». И было, как-то очень неспокойно, бросаться в этот эксперимент с неподготовленным сознанием в теме импровизации, без какой-либо задачи или структуры. Мы все, кто был в зале, удивленно переглянулись и начали пробовать «что-то делать»… Я тоже попытался как-то двигаться, но мой мозг как-будто «размяк» как пластилин, и «переминал» внутри себя только один вопрос: что значит просто танцуйте? Что значит быть свободным и раскрепощенным? От чего можно испытывать чувство восторга и полет души? Как все
Снежана Романовская (хореограф) Фото из личного архива «Navigation of Bodies»
Снежана Романовская (хореограф) Фото из личного архива «Navigation of Bodies»

Мой первый опыт Импровизации

Когда я впервые встретилась лицом к лицу с импровизацией, не могу сказать, что эта встреча была приятной. Я хорошо помню это занятие и то, как было сформулировано задание педагога: «Инструкция только одна – просто танцуйте, свободно, раскрепощенно, дышите, поддавайтесь потоку внутренней энергии! Позвольте телу, испытать чувство восторга и полет души!» Вот и вся инструкция. Я была в недоумении. На тот момент, мое тело еще не имело опыта «быть свободным и раскрепощенным». И было, как-то очень неспокойно, бросаться в этот эксперимент с неподготовленным сознанием в теме импровизации, без какой-либо задачи или структуры.

Мы все, кто был в зале, удивленно переглянулись и начали пробовать «что-то делать»… Я тоже попытался как-то двигаться, но мой мозг как-будто «размяк» как пластилин, и «переминал» внутри себя только один вопрос: что значит просто танцуйте? Что значит быть свободным и раскрепощенным? От чего можно испытывать чувство восторга и полет души? Как все это делать???

Мне казалось, что наш интеллект вполне способен справиться, чуть с более сложной задачей, чем «просто танцуйте». Другие танцоры, которые были в зале, «что-то делали», «как-то пытались», я не могла сдвинуться с места. Я помню, как всем нам было очень трудно и не хотелось выглядеть глупо, но я не могла себе позволить просто «делать что-то». Звучала какая-то дурацкая музыка, ни то ни се, как говорится. А педагог, просто сидела, смотрела на нас в блаженной улыбке, и мне кажется, она реально думала, что мы «испытываем восторг и находимся в полете души»,и ее ничего не смущало... Но на самом деле это был кошмар...

Мои ноги и руки стали ватными и просто отказывались двигаться. Я попыталась пошевелиться, но шею переклинило так, будто она неделю ржавела под дождем. А мое дыхание, если выразиться метафорично – «мое бедное дыхание перевернулось в горле, потом булькнуло и провалилось вниз живота, а затем гулко стукнулось о бедро и съехало в правое колено, и застряло там окончательно»

Я продолжала «пытаться» импровизировать и думала: «Может все-таки существует какая-то инструкция или просто я тупею с каждой секундой?» Мне нужно было хоть «что-то», ну хоть что-нибудь, за что можно было бы зацепиться. Я оглянулась вокруг и увидела, как все очень «старались», пытались, мучались и «бились» в каком-то хаотичном движении, испытывая неловкость и напряжение. И мне, стало всех нас очень жаль! Я видела измученные лица, напряженные конечности, похожие на древние окаменелости, и самое ужасное – совершенно безумные глаза, в которых не было ни капли восторга, ни полета души! В глазах танцующих людей, был испуг, в телах – грандиозный зажим, и казалось, что душа каждого из них, снова выражусь метафорично – «душа, видя все это, со страхом свернулась в какого-то бесформенного и безымянного зверя, и металась там, где-то под ногами, бессознательно ставя подножки и без того беспомощному телу!» Все это было грустно и невежественно, как по отношению к индивидуальности каждого тела, так и по отношению к движению в целом.

Находясь в этом странном процессе, я думала о том, что надо, что-нибудь найти в этом окружающем меня пространстве. Я мысленно «убрала» все движущиеся вокруг меня тела и ... стало совсем страшно. «Тогда я впервые узнала, что такое пустое пространство... оно молчало и смотрело на меня, а я на него... Пространство было большое и тотально пустое, это был огромный вакуум, который просто съедал меня!»

И я подумала: «А что, у меня есть, в этом пространстве, кроме моего окаменевшего тела?» Вокруг был только воздух, тоже пустой, почти неосязаемый воздух, но он хотя бы там был, и я это знала. Я также знала, что у воздуха могут быть какие-то свойства. Я представила, что его например, можно сжимать или растягивать, каким-то образом перемещать в пространстве, а также строить из него различные формы.

Таким образом, практически от отчаяния, я просто начала играть с воздухом, разными частями своего тела. Вскоре я заметила, как мои конечности «оттаяли», и наконец, их можно было приложить к какому-то делу. Оказалось, что у воздуха есть плотность и вес, которые легко поддаются изменению, стоило лишь включить воображение. Затем, у воздуха наметились границы, которые при небольшом моем усилии, легко трансформировались, организуя воздух в разнообразные формы. Я помню, как незаметно увлеклась этим экспериментом, и мое сознание немного освободилось, а за ним освободилось и тело. В результате, чувство «отупения» растворилось, и вдруг стало легко, и даже все равно, и вопрос об «инструкции» уже меня не мучил. Я сама себе поставила задачу и создала структуру для импровизации. Я просто работала с разными образами, которые рождались из самого образа воздуха, и провоцировали мое тело на простое и ясное движение. Я импровизировала с воображаемыми формами воздуха и наблюдала как от этого меняется качество моего движения…

Этот превосходный опыт первой импровизации, всегда останется со мной. Именно он, позволил значительно сократить мой путь в дальнейших поисках импровизационных форм. Этот опыт тела, как-то сразу «пробросил» меня далеко вперед, и можно сказать, сразу «забросил меня в геометрию движения», а затем в процесс импровизации в условиях пространства и времени. И я, больше не ждала от педагогов никаких иструкций, я ставила себе задачи сама и создавала структуры. Мой самый первый перфоманс по импровизации в альтернативном пространстве, к слову сказать, был назван «Инструкция по применению», он нес в себе идею, что нет единой инструкции по применению нашей жизни, если мы Творцы своей реальности, то сами вправе создавать себе любые «инструкции», сценарии и тп…

Главное, что я вынесла из того занятия – импровизация действительно может дать щедрую порцию удовольствия, но надо суметь ее взять!

Снежана Романовская (хореограф) Фото из личного архива «Navigation of Bodies»
Снежана Романовская (хореограф) Фото из личного архива «Navigation of Bodies»

Продолжение темы Импровизации в следующих публикациях...

Данная статья фрагмент из моей книги «Точка Навигации» Техника Импровизации в современном танце. Подробнее о технике и книге можно прочитать на моем сайте

Фото из личного архива «Navigation of Bodies»
Фото из личного архива «Navigation of Bodies»
-7

Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии, следите за свежими выпусками моего канала «Dance-Lab. Хореограф»