Мой первый опыт Импровизации
Когда я впервые встретилась лицом к лицу с импровизацией, не могу сказать, что эта встреча была приятной. Я хорошо помню это занятие и то, как было сформулировано задание педагога: «Инструкция только одна – просто танцуйте, свободно, раскрепощенно, дышите, поддавайтесь потоку внутренней энергии! Позвольте телу, испытать чувство восторга и полет души!» Вот и вся инструкция. Я была в недоумении. На тот момент, мое тело еще не имело опыта «быть свободным и раскрепощенным». И было, как-то очень неспокойно, бросаться в этот эксперимент с неподготовленным сознанием в теме импровизации, без какой-либо задачи или структуры.
Мы все, кто был в зале, удивленно переглянулись и начали пробовать «что-то делать»… Я тоже попытался как-то двигаться, но мой мозг как-будто «размяк» как пластилин, и «переминал» внутри себя только один вопрос: что значит просто танцуйте? Что значит быть свободным и раскрепощенным? От чего можно испытывать чувство восторга и полет души? Как все это делать???
Мне казалось, что наш интеллект вполне способен справиться, чуть с более сложной задачей, чем «просто танцуйте». Другие танцоры, которые были в зале, «что-то делали», «как-то пытались», я не могла сдвинуться с места. Я помню, как всем нам было очень трудно и не хотелось выглядеть глупо, но я не могла себе позволить просто «делать что-то». Звучала какая-то дурацкая музыка, ни то ни се, как говорится. А педагог, просто сидела, смотрела на нас в блаженной улыбке, и мне кажется, она реально думала, что мы «испытываем восторг и находимся в полете души»,и ее ничего не смущало... Но на самом деле это был кошмар...
Мои ноги и руки стали ватными и просто отказывались двигаться. Я попыталась пошевелиться, но шею переклинило так, будто она неделю ржавела под дождем. А мое дыхание, если выразиться метафорично – «мое бедное дыхание перевернулось в горле, потом булькнуло и провалилось вниз живота, а затем гулко стукнулось о бедро и съехало в правое колено, и застряло там окончательно»
Я продолжала «пытаться» импровизировать и думала: «Может все-таки существует какая-то инструкция или просто я тупею с каждой секундой?» Мне нужно было хоть «что-то», ну хоть что-нибудь, за что можно было бы зацепиться. Я оглянулась вокруг и увидела, как все очень «старались», пытались, мучались и «бились» в каком-то хаотичном движении, испытывая неловкость и напряжение. И мне, стало всех нас очень жаль! Я видела измученные лица, напряженные конечности, похожие на древние окаменелости, и самое ужасное – совершенно безумные глаза, в которых не было ни капли восторга, ни полета души! В глазах танцующих людей, был испуг, в телах – грандиозный зажим, и казалось, что душа каждого из них, снова выражусь метафорично – «душа, видя все это, со страхом свернулась в какого-то бесформенного и безымянного зверя, и металась там, где-то под ногами, бессознательно ставя подножки и без того беспомощному телу!» Все это было грустно и невежественно, как по отношению к индивидуальности каждого тела, так и по отношению к движению в целом.
Находясь в этом странном процессе, я думала о том, что надо, что-нибудь найти в этом окружающем меня пространстве. Я мысленно «убрала» все движущиеся вокруг меня тела и ... стало совсем страшно. «Тогда я впервые узнала, что такое пустое пространство... оно молчало и смотрело на меня, а я на него... Пространство было большое и тотально пустое, это был огромный вакуум, который просто съедал меня!»
И я подумала: «А что, у меня есть, в этом пространстве, кроме моего окаменевшего тела?» Вокруг был только воздух, тоже пустой, почти неосязаемый воздух, но он хотя бы там был, и я это знала. Я также знала, что у воздуха могут быть какие-то свойства. Я представила, что его например, можно сжимать или растягивать, каким-то образом перемещать в пространстве, а также строить из него различные формы.
Таким образом, практически от отчаяния, я просто начала играть с воздухом, разными частями своего тела. Вскоре я заметила, как мои конечности «оттаяли», и наконец, их можно было приложить к какому-то делу. Оказалось, что у воздуха есть плотность и вес, которые легко поддаются изменению, стоило лишь включить воображение. Затем, у воздуха наметились границы, которые при небольшом моем усилии, легко трансформировались, организуя воздух в разнообразные формы. Я помню, как незаметно увлеклась этим экспериментом, и мое сознание немного освободилось, а за ним освободилось и тело. В результате, чувство «отупения» растворилось, и вдруг стало легко, и даже все равно, и вопрос об «инструкции» уже меня не мучил. Я сама себе поставила задачу и создала структуру для импровизации. Я просто работала с разными образами, которые рождались из самого образа воздуха, и провоцировали мое тело на простое и ясное движение. Я импровизировала с воображаемыми формами воздуха и наблюдала как от этого меняется качество моего движения…
Этот превосходный опыт первой импровизации, всегда останется со мной. Именно он, позволил значительно сократить мой путь в дальнейших поисках импровизационных форм. Этот опыт тела, как-то сразу «пробросил» меня далеко вперед, и можно сказать, сразу «забросил меня в геометрию движения», а затем в процесс импровизации в условиях пространства и времени. И я, больше не ждала от педагогов никаких иструкций, я ставила себе задачи сама и создавала структуры. Мой самый первый перфоманс по импровизации в альтернативном пространстве, к слову сказать, был назван «Инструкция по применению», он нес в себе идею, что нет единой инструкции по применению нашей жизни, если мы Творцы своей реальности, то сами вправе создавать себе любые «инструкции», сценарии и тп…
Главное, что я вынесла из того занятия – импровизация действительно может дать щедрую порцию удовольствия, но надо суметь ее взять!
Продолжение темы Импровизации в следующих публикациях...
Данная статья фрагмент из моей книги «Точка Навигации» Техника Импровизации в современном танце. Подробнее о технике и книге можно прочитать на моем сайте
Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии, следите за свежими выпусками моего канала «Dance-Lab. Хореограф»