Найти тему
Белая роза

Духовное путешествие Ангелуса Силезиуса

Духовный поэт и мистик Ангел Силезский или Ангелус Силезиус (настоящее его имя Йоханнес Шеффлер) родился в 1624 году в Бреслау (Вроцлаве). Латинизированное имя он взял в соответствии с модой своего времени.

Ангел Силезский был личностью, парившей над обыденным земным существованием. Его творчество основывалось на опыте внутреннего, интуитивного богопознания. Этот опыт он выразил в форме кратких изречений, выражающих веяния божественного миропорядка:

Душа должна тверда быть, подобно камню скал, 
Как золото чиста, прозрачна как кристалл.
Душа должна тверда быть, подобно камню скал, Как золото чиста, прозрачна как кристалл.

Человек воспринимается поэтом как существо двойственное: причастный этому миру, он получает впечатления посредством своих органов чувств и, находясь в плену временных явлений, удовлетворяет лишь свои эгоцентричные потребности; но чувственное отступает в нем тогда, когда он, благодаря частице Вечного в себе, ощущает импульс мира божественного:

«Пока находишься в плену времен и мест, 
ты не познаешь то, что Вечность в тебе есть».
«Пока находишься в плену времен и мест, ты не познаешь то, что Вечность в тебе есть».

Будучи созданием Бога, существом духовного плана, человек является божественной мыслью, но как биологическое существо, он представляет собой эгоцентричную личность видимого мира со своими чувствами, устремлениями воли и мыслями. Но стремление отказаться от эгоцентризма и позволить личности стать инструментом Духа существовало во все времена и существует в наше время. Насколько огромным не был бы наш эгоцентризм, в конце концов каждый человек в свое время, как и Ангел Силезский, ощутит сопричастность божественному и испытает потребность единения с миром Духа:

«Бог есть во мне Огонь, а я – сиянье в нем: 
не слиты ль оба мы всецело с ним в одно?»
«Бог есть во мне Огонь, а я – сиянье в нем: не слиты ль оба мы всецело с ним в одно?»

Для человека, ощущающего себя так, нет разделения между ним самим и другими существами: он ощущает единство со всем сущим и себя частью Всеединства:

«Постой, куда бежишь - Небо в тебе самом: 
коль Бога зришь не там, то не найдешь ни в чем».
«Постой, куда бежишь - Небо в тебе самом: коль Бога зришь не там, то не найдешь ни в чем».

И сегодня, как и во все века, человек, осознавший свое подлинное предназначение, может ощущать себя необходимым звеном в цепи Единого развития.

«Возвысившись, в себе позволишь править Богу, 
тогда узнает Дух твой в Небеса дорогу».
«Возвысившись, в себе позволишь править Богу, тогда узнает Дух твой в Небеса дорогу».

Благодаря опыту соприкосновения с миром непреходящего, с миром Духа, человек может ощутить в себе Божественное Слово, Жизнь и Свет, высвободить в себе пространство для раскрытия своего Духовного Ядра, которое современные розенкрейцеры называют Атомом-Искрой, и пребывать и действовать в созвучии с ним.

-7

Ангелус Силезиус скончался в 1677 году в Бреслау, где и был похоронен. Его влияние испытали на себе представители немецкого романтизма и русской религиозной философии.