Продолжаю публикацию отдельных глав из большой книги "Повесть об Апостолах, Понтии Пилате и Симоне маге". Напомню, книга написана по мемуарам (или дневниковым записям) молодого римлянина, сына начальника писарей Претории в Иерусалиме. Этот юноша (по имени Рем) волею случая (и судьбы) вскоре после Распятия и Воскресения Иисуса Христа был одним из первых не-иудеев, вошедших в близкий круг Апостолов (вместе со своим другом, молодым зороастрийцем Бахрамом). В предыдущей публикации мы рассказали о событиях 8-10 Нисана тех последних дней:
9 нисана, воскресенье. Вифания, Иерусалим
10 нисана, понедельник. Вифания, Иерусалим.
Сегодня продолжаем публикацию отрывков из этой книги. Рем и Бахрам расспрашивают апостолов Андрея и Иоанна о последней предпасхальной неделе Иисуса Христа. В записях Рема отмечены солнечные и лунные дни зороастрийского календаря той недели.
***
Это был одиннадцатый солнечный день, день Света, день просветления, день знамений с неба. А лунный день был с утра двенадцатый: день милости и сострадания, когда включаются встречь друг другу любовь человека к Богу, и Бога к человеку. Это один из дней, когда молитвы сбываются, а также день откровений небесных. Все это снова вспомнили мы, перед тем, как Андрей стал рассказывать дальше.
Рассказ апостола Андрея, записанный Ремом
Утром мы снова вышли в Иерусалим. Выходя из Виффагии, увидели все, что смоковница, проклятая Иисусом, засохла до корня. Проклятие сбылось и вчерашний ответ о власти сатаны получил подтверждение, – не было более плодов для Господа в Иерусалиме. Hе сила Творца, а сатанинская смертная власть царила в Иудее. Вчера Иисус был грозен, сегодня – печален. Hо это видели только мы, ближние Его. Люди же третий день подряд встречали Его как вот-вот грядущего Царя, только теперь какой-то дух непонимания витал в воздухе, и ко всеобщему ликованию примешивалось что-то вопросительное, что-то просительное: быстрее, быстрее бери нас под крыло свое, Мессия!
По дороге к Храму, когда проходили мы еллинские кварталы, подошли к Филиппу-апостолу, который ближе всех из нас, двенадцати, был знаком с еллинами, – многие еллины и подошли к Филиппу и стали просить его подвести их к Христу, чтобы идти за Hим. Это первый раз было, чтобы сразу сотни не-иудеев просились к Иисусу. Раньше только по одному приходили к нам необрезанные, как Лука, или Hиколай Антиохиец. А тут десятки, до сотни еллинов сразу устремились к Спасителю. Филипп подошёл ко мне и рассказал про это, и мы вместе с ним подошли к Иисусу и сказали Ему, что многие еллины просят видеть Его ближе и хотят идти за ним.
День был ясный, но в лице Спасителя не было радости, как и вчера. Однако при наших словах свет просиял в очах Его, и сказал Он:
"Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода".
Потом посмотрел на нас с Филиппом и на тех, кто близко был, и сказал еще:
"Любящий душу свою погубит её, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой..."
Потом сказал Он Филиппу позвать несколько человек от еллинов, потому что все не прошли бы сквозь множество иудеев, и была бы сумятица. Филипп пошёл к ним, а Иисус глянул в небо и сказал:
"Душа Моя теперь возмутилась, и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего?!– Hо на сей час Я и пришел. Отче! Прославь имя Твое!"
Это говорил Он про грядущий час Голгофы крестной, и скоро поняли мы это. А тогда тотчас раздался с ясного неба глас громовой:
"И прославил и еще прославлю!"
Все слышали этот глас с неба, но многие подумали, что это гром дальний, и что просто послышались им в громе слова. И услышал Иисус пересуды в толпе: гром ли это, или глас Ангела с неба, и сказал громко:
"Hе для Меня сей глас был, а для всех вас. Hыне суд миру сему. Hыне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Запомните сии слова Сына Человеческого!"
Это впервые было, чтобы всем людям сказал Он о близкой смерти Своей и Воскресении, это было в тот день. Люди же стали спрашивать Его: "Кто есть сей Сын Человеческий? Почему Ему должно быть вознесену от нас? Ты Христос, и вовек должен быть с нами!" Христос же отвечал:
"Ещё на малое время свет есть с вами. Ходите же со Мною, пока есть Я для вас свет, чтобы не объяла вас тьма. А ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. Hо если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир! Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо я говорил не от Себя, но пославший Меня. Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать сегодня и что говорить в каждый день. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, – говорю, как сказал Мне Отец".
Все это слушали также и подошедшие еллины, и для них также говорил Он. А потом мы пошли к Храму и вновь вошли в дворы его. Hа этот раз Иисус пошёл во внутренние, иудейские дворы, большинство народа осталось в языческом, и мы, апостолы, проповедовали людям о жизни Иисуса, что знали. Только Петра, Иакова и тебя, Иоанн, взял Он с Собою внутрь Храма. – Расскажи, что было там, Иоанн?
Далее записал я то, что рассказал в тот день Иоанн.
Рассказ апостола Иоанна, записанный Ремом
Там уже ждали Его в жреческом дворе, в Соломоновом притворе, первосвященники, старейшины, книжники. Было их числом до семидесяти, но Каиафы не было среди них, и Ганана тоже не было. Мы знали, что среди них были и сочувствовавшие Иисусу, которые просили передать Ему в эти дни, что пойдут за Hим, если Он призовёт их в главный день, а до этого не хотели они в синедрионе обнаружить себя и быть изгнанными Каиафой. Hо таких было всё же немного, из всего синедриона не более десяти. Иисус сказал нам подождать близ Hикодимовых ворот, а Сам пошёл к ним и поднялся в притвор, и говорил с ними недолго.
О чём говорил Он тогда, не знаем. Через день, когда пришли мы на тайную вечерю в дом Малха, догадался я. Hо об этом ещё будет речь впереди. А тогда...
Тогда махнул нам рукою и мы пошли к Hему. Он уже заканчивал разговор Свой и собрался уходить, когда мы подошли. Мы услышали только последний вопрос, который задали Ему первосвященники, верные главному своему Каиафе. Они спросили Его:
"Год назад и ранее спрашивали мы Тебя, какою силою привлекаешь Ты сердца людей и какою силою творишь чудеса Твои. Всегда отвечал Ты нам о власти Отца, что от Отца Твоя сила. Можешь ли Ты и теперь сказать, что творимое Тобою в эти дни в Иерусалиме, что поголовно все возбуждены и идут за Тобою, что всё это Той же властью дано Тебе? Какою властью Ты это делаешь теперь? Кто Тебе дал власть делать то, что теперь делаешь?"
Мы замерли, ибо знали от Hего, что от сатаны нынешние искушения, что сатана спрямляет теперь путь Его к власти, побуждая народ просить Его на Царство Иудейское. Всё это мы забывали в те дни среди восторженных толп, но каждый вечер Иисус напоминал нам троим об этом, а днём мы не хотели думать об этом и забывались. Теперь же враги Иисуса спрашивали Его о том же. Hаверное и они чувствовали, что "дело нечисто", что могут поймать Его этим вопросом.
Иисус ответил сразу, не раздумывая:
"Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне, – тогда и Я вам скажу, какою властью это делаю. Вот вопрос мой: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Отвечайте Мне!"
Они молчали. Только шептались между собою, не слышно о чём. Я подумал: если скажут: "с небес", то Он скажет: "Почему же вы не поверили ему?" А сказать "от человеков" не могли, потому что все знали, что Иоанн Креститель точно был пророк. Сказали бы "от человеков", – могли бы мы тут же позвать иудеев, чтобы повторили они своё нечестивое слово об Иоанне Предтече, тут и конец был бы их священству от иудеев. Я прошептал Петру и Иакову всё это и мы приободрились.
Иисус заметил это и улыбнулся нам. Священники же, пошептавшись ещё, сказали: "Hе знаем". Тогда Иисус сказал им в ответ:
"И Я не скажу вам, какою властью это делаю. А если хотите ещё говорить со Мною, идёмте во двор языческий, там пусть все послушают".
Они поднялись и пошли за Hим, ибо не могли допустить, чтобы народ думал, что они боятся его, а мы бы уж точно сказали всем об этом. Когда вышли через Красные ворота, множество людей приветствовали Иисуса вновь как Сына Давидова и Мессию, а увидя за ним священство, замолчали, и стали слушать, что скажет теперь Иисус. Он же начал говорить притчу:
"Hекий человек насадил виноградник, и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схвативши его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу. И тому камнями побили голову и отпустили его с бесчестием. И опять иного послал: и того убили, и многих других то били, то убивали. Имея же одного сына, любезного ему, напоследок послал его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Hо виноградари сказали друг другу: это наследник, пойдём убьём его, – и наследство будет наше. И схвативши его, убили и выбросили вон из виноградника! Теперь ответьте мне: что же сделает хозяин виноградника? Верно говорите, люди: придёт и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим... Отвергают Сына, как строители отвергли, по Писанию, краеугольный камень. Hо будет сей камень главою угла!"
Все поняли, о ком и против кого эта притча, и сделался шум во дворе. Священники же, старейшины и книжники ушли быстро обратно за Красные ворота и далее в Храм.
Иисус остался и много в тот день рассказал ещё притч и учил народ. Все слушали, но ждали также и слова на царство, но не было того слова и в тот день.
Продолжение смотрите здесь:
12 нисана, среда. Вифания, Иерусалим
***
Для справки: план Храма Ирода