По очень веским причинам.
Марлон Брандо
В 1973 году фильм «Крестный отец» был обласкан Американской киноакадемией — он получил сразу три «Оскара», в том числе за работу исполнителя главной роли Марлона Брандо. Традиционный ритуал с торжественным преодолением ступенек, выходом на сцену и произнесением благодарственной речи обернулся протестным перформансом. Вместо себя Брандо отправил получать награду юную активистку Сачин Литтлфизер, представительницу апачи. Оказавшись на сцене, она не стала принимать «Оскар» из рук ничего не понимающего Роджера Мура, подошла к микрофону и объявила, что исполнитель роли дона Вито Корлеоне отказывается от награды в связи ужасным отношением в киноиндустрии к коренным жителям Америки. Сачин говорила, явно волнуясь, и ее слова отзывались в зале то аплодисментами, то негодованием. Впоследствии коллеги Брандо критиковали его за то, что он отправил «малоизвестную и неопытную девушку», вместо того чтобы иметь смелость прийти лично и заявить о своей позиции.
Джордж К. Скотт
Одним из первых актеров, отказавшихся от «Оскара» был Джордж К. Скотт. Свою первую номинацию — за роль второго плана в фильме «Анатомия убийства» — актер получил еще в 1959 году и уже тогда не был впечатлен этим событием. Вторую номинацию Скотт должен был получить за картину «Бильярдист», однако попросил Академию не включать его имя в шорт-лист. В 1971-м Скотта номинировали снова — за изумительное воплощение образа американского генерала Джорджа Паттона в биографическом фильме «Паттон». Скотт был категорически не согласен с принципами премии и снова уведомил организаторов, что не собирается забирать награду, если его имя вдруг окажется в конверте. По иронии судьбы, победа досталась именно ему — Голди Хоун, объявлявшая результаты, от удивления не сдержала восклицание «О боже!» Скотт свое слово сдержал и от заслуженной статуэтки отказался. Сейчас она хранится в Военном институте Виргинии в городе Лексингтон, где в свое время учился генерал Паттон. Впрочем, самой церемонии «Оскар» этот случай тоже в каком-то смысле пошел на пользу — существует мнение, что таким образом организаторы продемонстрировали, с какой непредвзятостью принимают решения. Мол, награды никто не покупает, и, более того, бывает, они достаются людям, которым абсолютно не нужны.
Дадли Николс
На заре «Оскара», в 1935 году, от награды отказался сценарист Дали Николс. Из совершенно лучших побуждений Академия намеревалась отметить его вклад в создание фильма «Осведомитель», однако встретила сопротивление. Николс бойкотировал премию в знак протеста против того, что Гильдия сценаристов не признавалась индустрией как отдельный полноценный профсоюз. Организаторы премии предприняли две попытки доставить статуэтку ее законному обладателю, однако всякий раз Николс отправлял ее обратно почтой. В 1938-м требование сценариста наконец было удовлетворено и только после этого он согласился принять «Оскар».
Джада Пинкетт и Уилл Смит
Еще в 2016 году премия «Оскар» не могла похвастаться даже минимальным разнообразием среди номинантов, что для многих представителей индустрии стало сигналом к действию. За месяц до проведения церемонии, когда были известны все номинанты, режиссер Спайк Ли и актриса Джада Пинкетт-Смит объявили, что не собираются присутствовать на награждении, поскольку в актерских номинациях не представлено ни одного цветного человека. Вскоре инициативу жены поддержал Уилл Смит. «Да, мы часть индустрии, но сейчас не можем сидеть и делать вид, словно все хорошо», — прокомментировал решение актер. Бойкот поддержали и другие представители кинематографа — это стало новым шагом к переменам. В качестве реакции на скандал президент Американской киноакадемии Шерил Бун Айзекс пообещала дальнейшие реформы.
Питер О'Тул
За свою карьеру Питер О’Тул был восемь раз номинирован на «Оскар», однако не получил ни один из них. Это был одновременно и рекорд, и антирекорд. В 2003 году Киноакадемия приняла решение исправить эту несправедливость, присудив О’Тулу почетную премию за вклад в индустрию. Питер сначала воспринял это как одолжение и поспешил отказаться. «Я все еще в игре и имею все шансы своими силами одержать победу. Прошу Академию приберечь почетную награду, пока мне не исполнится 80», — написал актер в письме организаторам. Впрочем, нашлись слова, которые в итоге заставили его передумать. Устроители «Оскара» напомнили О’Тулу, что Генри Фонда и Пол Ньюман принимали почетные премии, а потом выигрывали обычные, и тот все-таки принял награду. Кстати, через четыре года, в 2007-м, актер действительно получил еще одну личную номинацию (восьмую и последнюю, за главную роль в фильме «Венера») — и снова проиграл.
Вуди Аллен
Четырехкратный обладатель премии Вуди Аллен регулярно прогуливает собственные награждения, но не по случайности, а из принципиальных соображений. Режиссер не посещает церемонии, не благодарит американскую Академию за признание, хотя официально и не отказывается от полученных статуэток — по крайней мере, об этом ничего не известно. «Сама концепция этого мероприятия глупа. Я не могу прислушиваться к оценкам других людей, потому что если вы соглашаетесь с тем, что кто-то достоин награды, вы принимаете и тот факт, что остальные — нет». Впрочем, однажды Аллен изменил своему правилу и появился на церемонии 2002 года, которая проводилась в кинотеатре «Кодак». Своим появлением режиссер хотел поддержать тех, кто продолжает снимать в Нью-Йорке после трагедии 11 сентября. «Мне не нужно было ничего представлять или принимать. Я здесь, чтобы поговорить о Нью-Йорке», — заявил Аллен.