Найти тему
Белая Орхидея

Если бы не буря в Англии, человечество не изобрело бы карандаш

Оглавление

Всё замутили австралийцы. Ещё в середине XIX века они боролись
за 8-часовой рабочий день. Их поддержали рабочие Чикаго - митинговали, участвовали в демонстрациях. Российские пролетарии, которым уже "нечего было терять, кроме своих цепей" (цитата
из "Манифеста коммунистической партии" Маркса и Энгельса -
уж им-то, капиталистам, этого ли не знать!), тут же поднялись на дыбы:

- Наших - чернокожих братьев - бьют! Айда с нами!

И тут все политически активные слои населения решили каждый год отмечать 1 Мая в память о погибших чикагских пролетариях - с пением революционных песен, с вывешиванием красных флагов и даже с попыткой взять городскую тюрьму. Первую маёвку провели в 1890 году
в Варшаве - Польша тогда была в составе государства Российского.

И вот с тех пор пошло-поехало!

Доходило до курьёзов. После февральской революции 1917 года майские демонстрации во всех мало-мальски крупных и значимых городах России прошли под бдительном оком и распростёртой дланью духовенства.

* * *

Спустя десять лет в буржуинской Америке произошёл второй возмутительный инцидент - полиция задержала двух итальянцев-эмигрантов, инкриминировав им убийство по смехотворному обвинению одного из свидетелей, который якобы опознал нападавших по их "иностранной манере бегать". Бедолаг ждало кресло, подключенное
к электрическому рубильнику.

Так среди американских пролетариев появились два героя - Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти. А в СССР в 1926 году фабрике канцелярских принадлежностей присвоили их имена - хоть итальянцы из далёкой Америки и были анархистами, но они несправедливо пострадали от собственной системы.

Итак, моя сегодняшняя статья - о карандашах (всё-таки быть мадам Плюшкиной офигительно!).

Именно огрызок двухцветного карандаша и навёл меня на мысль,
а не покопаться ли мне в истории знакомого нам с детства, а человечеству с XVI века инструмента для рисования?

На карандаше - неполная, но читаемая надпись "...ка им. Сакко и Винцетти", Трибуна, 2М. Фото автора.
На карандаше - неполная, но читаемая надпись "...ка им. Сакко и Винцетти", Трибуна, 2М. Фото автора.

У меня сохранились ещё три карандаша советского времени. Так прикольно рассматривать названия карандашей - куда уж без "Славы труду!" Для студентов карандаш дешевле, но он и короче обычных.

Фото автора.
Фото автора.

Изначально художники использовали тонкую серебряную иглу для нанесения рисунка на шероховатой поверхности. Для этого бумагу, пергамент или холст покрывали смесью из измельчённых костей животных, клея на желатине, гипса, мела и яичного желтка.

Художник обязан был с первого раза наносить рисунок безошибочно, поскольку стереть неправильно нанесённые линии у мастера не имелось возможности. В этой технике работал Леонардо да Винчи. Серебро оставляет на поверхности голубовато-серые штрихи и линии, которые
со временем приобретают коричневатый оттенок.

Леонардо да Винчи, "Воин в шлеме", 1472 г.
Леонардо да Винчи, "Воин в шлеме", 1472 г.

Кроме серебряных карандашей художники Возрождения пользовались свинцовыми. Как, например, Альбрехт Дюрер-старший.

Альбрехт Дюрер-старший, "Автопортрет", 1486 г.
Альбрехт Дюрер-старший, "Автопортрет", 1486 г.

Позже был изобретён так называемый итальянский карандаш,
стержень которого был сделан из чёрного сланца. Этот карандаш
оставлял на поверхности насыщенные цветом линии.

* * *

Буря в середине XVI века в графстве Камберленд чуть было не сделала англичан богатыми и знаменитыми на всю Европу, если бы они оказались более расторопными в вопросе изучения нового месторождения. Та самая
буря повалила множество вековых деревьев. А под их корнями местные пастухи обнаружили неизвестный минерал.

Пастухи обрадовались:

- Оба-на, уголь! Теперь мы сможем обогреть наши хибары!

Но не тут-то было. Минерал совершенно не желал гореть.

Тогда за дело взялись англицкие рудознатцы.

- Да неее! Это олово. Не иначе! - на глаз определили они.

Каково же было удивление металлургов, когда минерал тёмно-серого цвета никак не хотел плавиться. Это же ни в какие ворота!

В итоге англичане плюнули на неизвестный минерал, и в течение
столетия им пользовались лишь пастухи
. Обнаружив, что найденное ископаемое оставляет след на любой поверхности, они, не мудрствуя лукаво, обозвали найденное сокровище "рисовальным оловом" и стали метить им всякую животину - овец, лошадей, коров и прочий рогатый
и не рогатый скот.

Затем эту особенность незнакомого минерала заприметили торговцы и хозяева складов и магазинов - они стали делать записи на мешках, бочках и ящиках с товаром. А детишки рисовали каляки-маляки везде, куда могли дотянуться их ручки.

Кто знает, может, участь минерала из Камберленда была бы скромной
и неприметной, если бы не художники. Они со знанием дела оценили
не только рисовальные качества будущего
графита (это название минерал получит позже), но и возможность стереть нарисованное, а затем нанести вновь.

Вот тогда-то вокруг англицкого графита закипели нешуточные страсти-мордасти. В то время Камберленд был единственным местом на планете по добычи этого минерала. Графиту тут же присвоили статус "чёрного золота". Лихие людишки нападали на обозы с ценным грузом и даже захватывали копи по добыче минерала. В Англии появился "чёрный рынок" по сбыту графита.

Сейчас это читать смешно - мы настолько привыкли к карандашам,
что относимся к ним как к чему-то обыденному, не особо значимому.

А тогда Европу сотрясала графитовая лихорадь! Сотрясала, пока
в XVII веке не открыли залежи подобного минерала в Испании, Богемии
и других странах старушки Европы. Цена на графит упала, но минерал продолжал пользоваться повышенным спросом.

* * *

Так случилось, что два изобретателя - чех Йозеф Хардмут и француз Николя Жак Конте - одновременно сделали открытие, которым мы пользуемся до сих пор. Они смешали графитовую пыль с глиной и водой. Затем огонь в печи закончил работу - перед двумя учёными лежали графитовые стержни высокого качества, которые стали основой
для простых карандашей. Меняя пропорции глины и графитовой пыли, Хардмут и Конте добились того, что стержень имел разную твёрдость.

Это маленькое открытие стало большим шагом для человечества, а два изобретателя взяли патент, основали собственные компании и дали им названия, которые мы знаем - знаменитые пишущие принадлежности
Bic и Koh-i-Noor, названный в честь знаменитого алмаза "Кохинур"
(или "Гора света" в переводе с арабского).

Моя скромная коллекция😄, не считая целой коробки простых карандашей, которую я не стала фотографировать.

Фото автора.
Фото автора.

После создания Хардмутом и Конте хорошего качества стержней из графита изобретения в карандашной сфере повалились, как из рога изобилия. Сначала кто-то додумался "одеть" стержень в деревянный корпус. Имя этого умного человека, увы, никто не записал для истории.

Первые карандаши затачивались при помощи ножа. Это было небезопасно. Да ещё нудно и утомительно - сиди, точи, оттачивай
и следи, чтобы стержень не сломался. Уффф...

И тут снова отличился француз. Правда, математик по специальности. Бернард Лассимон - именно он изобрёл и запатентовал первую механическую точилку для карандашей. Стало намного легче. Хотя, помнится, в советское время и с точилками для карандашей была напряжёнка.

Затем другой умный человек и к тому же граф - немец Лотар фон
Фабер-Кастель
- заметил, что карандаши круглого сечения легко скатываются со стола. Весомое наблюдение - сколько раз сама
не успевала поймать карандаш, который с завидным постоянством
удирал с любой прямой поверхности.

- Ух ты ж! - прокричал граф фон Фабер-Кастель, когда понял, что шестигранник является оптимальной формой для карандаша, и начал
на фабрике имени самого себя тачать только шестигранные карандаши. До сих пор тачает!

- Да! Но! Позвольте! - вставил свои "пять копеек центов" американец Алонсо Таунсенда Кросса.

- При заточке карандаша в деревянном футляре теряется до 2/3 самого карандаша! Это расточительно! - возмутился американец и тут же изобрёл механический карандаш, где графитовый стержень вставлялся
в металлическую трубку и при необходимости выдвигался на нужную длину.

Если по мне, то я никогда не жаловала механические карандаши. Чуть нажмёшь на кнопку, цанги открылись, а стержень - фигак! - упал на пол
и переломился в нескольких местах. А ещё неудобно было носить в пенале запасные стержни, которые тоже ломались.

Словом, я - не фанат механических карандашей. Старый, добрый, деревянный - самое то для вдохновения! Особенно, если свеженький. Тогда карандаш отдаёт лёгким запахом дерева и краски.

А помните, были ещё химические карандаши, которые надо было слюнявить? Оказывается, они были изобретены для возможности копировать документ. Бумагу заполняли необходимыми заметками и цифрами, слегка смачивали, клали на чистый лист бумаги и зажимали
под специальным прессом. В результате на втором листке оставался зеркальный отпечаток, который подшивали "в дело".

Использование "копировальных" карандашей экономило много средств
на покупке чернил и перьевых ручек. Так продолжалось до тех пор, пока человечество не изобрело копировальную бумагу.

Сегодня на этом всё. Благодарю всех, кто осилил мою сумбурную статью.

P.S. Раз уж я упомянула Леонардо да Винчи, хочу предложить вам мини-сериал о жизни великого гения, где реальность и легенды переплетены
в один узел. Но никто никогда не узнает правды.
Приятного просмотра!

Понравилась статья? Всегда рада читателям
и подписке на мой канал - это вдохновляет!

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея