Мало кто знает, но первый в истории дизельный двигатель работал на растительном масле. Спустя более чем 100 лет это проверили авторы телепрограммы «Разрушители легенд» – они заправили дизельный автомобиль очищенным маслом из отходов от фастфуда, двигатель завелся и без проблем работал.
Конечно, никто не будет заправлять автомобиль чистым маслом – но в США и Европе существует целая индустрия по переработке использованного пищевого масла и жира в биодизель – дизельное топливо, для производства которого не нужна нефть. А сам биодизель производится и используется еще с начала 1990-х годов.
Недавно Forbes описал модель бизнеса финской компании Neste, которая считается мировым лидером в производстве возобновляемого дизельного топлива:
- компания выкупает у ресторанных сетей отработанное масло. Чтобы оно не уходило в канализацию, компания за свой счет ставит на раковины специальные маслоуловители. Ради этого она даже выкупила американскую компанию Mahoney Environmental;
- сырье отправляется на заводы в Финляндии, Роттердаме и Сингапуре, где их него с помощью специальной гидрообработки производят биодизель;
- полученный в результате биодизель отправляется обратно в США – и американское правительство даже приплачивает за это по 1 доллару за галлон (3,7 литра) топлива.
Пока экономическая часть сходится только с учетом субсидии – компания выкупает отработанное масло по 30 центов за фунт, а на галлон биодизеля нужно 7,5 фунтов масла (на 2,25 доллара). При этом готовое топливо стоит 2,5 доллара за галлон.
С сырьем проблем нет – среднестатистический Burger King за год дает примерно 4000 килограммов отработанного масла. И это будет продолжаться вечно – американцы не готовы отказаться от вредной пищи, а из 100 литров фритюрного масла 60% идет в отходы. Да и свежее масло не очень дорогое – оно стоит около 70 центов за фунт.
Вообще же самое популярное сырье для производства биодизеля – это рапсовое или пальмовое масло. Правда, масличные пальмы недавно признали опасными для окружающей среды – потому, что фермеры вырубают тропические леса ради плантаций таких пальм. А вот отработанное фритюрное масло – источник практически бесконечный.
Тут мне стало интересно, как с этим обстоит дело в России. На самом деле, не очень хорошо – производство биодизеля в стране не развито (да и кто будет его развивать при наличии нефти), а выращенное для него сырье Россия экспортирует в другие страны.
А еще в России (по крайней мере в крупных городах) есть компании по выкупу отработанного масла. Цены – около 35 рублей за килограмм или до 30 рублей за литр (в США 30 центов за фунт – это 50 рублей за килограмм, почти паритет):
Выходит, российские фирмы просто отправляют ценное сырье за границу, даже не пытаясь что-то из него производить?
На самом деле, не все так просто. Дело в том, что НПЗ (которые делают обычный дизель) получают субсидии от государства за то, что сырая нефть не вывозится за границу. Но за биотопливо они ничего не получают. Да и себестоимость дизельного топлива в России не такая высокая (если отнять от него НДС, акцизы и «нефтяные» налоги). Кроме того, биодизель сам по себе – не идеальное топливо:
- хранится максимум 3 месяца, а потом разрушается;
- нуждается в хорошей очистке, иначе засоряет двигатель (не пытайтесь «перегнать» масло в гаражных условиях, это невозможно!);
- на морозе густеет и требует особых добавок – не таких, как обычное дизельное топливо. Другой вариант – делать смесь из 20% биодизеля и 80% обычного.
А вот плюсы от него очевидны только на западе – биодизель не дает неприятного запаха при сгорании, а выбросы углекислого газа можно не учитывать в общем балансе (ведь при сгорании топливо выделяет то, что поглотили растения, из которых оно же и сделано).
Так что увы, бизнес на переработке отходов в биодизель в России пока не построить. Но, может быть, оно и к лучшему?