Найти тему
Анна Дыяк об этикете

На обиженных воду возят.

Фото: http://risovach.ru/kartinka/9496129
Фото: http://risovach.ru/kartinka/9496129

В детстве, когда мама цитировала поговорку, которую я взяла в качестве заголовка, мне было обидно. То есть работала она - ровно в обратную сторону. Мудрость же ее осознала теперь, когда мир охвачен безумным трендом - оскорбляться по поводу и без.

На Пасху некий блогер оскорбился постам и акции красноярской художницы. По улицам города мирно и чинно ходил человек в макияже и одежде Иисуса, раздавая яблоки. Девушка это снимала и выкладывала в инстаграм. В результате какой-то бедолага - участковый был вынужден принять заявление от оскорбившегося и дать официальный ход делу (
ну, да, у участкового дел не хватает).

Пару месяцев назад широкую огласку получило письмо, отправленное в Кремль от оскорбленного откровенными произведениями академического искусства, выставленными в Эрмитаже. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, подобные кляузы обиженных голыми статуями поступают в музей регулярно. К счастью, Кремль остался глух к гласу пострадавшего (
да, да, иногда это бывает в плюс).

Оскорбляться и хейтить - дело бесхитростное и весьма удобное. Справится даже идиот. Причем не даже. Именно идиот справится лучше всего по ряду причин.

1. Чтобы оскорбиться, делать ничего не надо.
2. Оскорбиться легче, чем понять и простить.
3. Аргументы не нужны.
4. Логика не обязательна.
5. Большое количество сторонников не требуется.
6. У слабых умом возникает иллюзия собственного возвышения.
7. Благодаря тренду, есть шанс дешево прославиться.

Сколько существует мир, художники подвергаются критике и остракизму толпы. Вспомним "Большую одалиску" Энгра или "Завтрак на траве" Мане. Обе картины вызвали в свое время публичное негодование. Сегодня же это общепризнанные мировые шедевры, хранящиеся в лучших музеях мира (первая в Лувре, вторая - в музее д'Орсе).
Листайте галерею ниже.

Надувное огромное дерево, которое в 2014 году создал Пол Маккарти и установил на одной из площадей в Париже, вызвало в умах некоторых зрителей ассоциации не с елкой, а секс - игрушкой (см. слайд 3 в галерее выше). Отчего оскорбленные граждане напали на художника и его творение.
Всех случаев не перечесть.


Но провокации художников тем и ценны, что вскрывают в зрителе его истинную природу и ход мыслей. У кого о чем болит... Что ты увидишь в зеленом пирамидальном объекте - образ елки или вожделенную игрушку? Что для тебя "Спящая Ариадна" из Эрмитажа - разврат или произведение высокого искусства?

Никогда, никогда еще не было так дешево и легко, не вставая с дивана и не выковыривая из зубов застрявшей петрушки, обрушиться на другого человека с критикой и оскорблениями. Никогда раньше не было такой моды - оскорбляться по поводу и без. Никогда раньше не было такого, чтобы милиция-полиция с прокурорами и судьями возбуждали реальные дела в ответ на то, что кто-то оскорбился, глядя на художественное произведение.

Мне кажется, это путь в никуда. Существующих объективных и избыточных (особенно у нас) запретов вполне достаточно, чтобы оградить людей от насилия и разврата.

А если что-то не нравится - голосуйте рублем. Не ходите. Не смотрите. Не читайте. Не повышайте конверсии вредоносных постов комментариями.


Позвольте эволюции и времени делать свое дело.