В 1965 году в Советском Союзе расследовали похищение века. Из Пушкинского музея в Москве средь бела дня выкрали картину «Святой Лука» голландского художника Франца Хальса. Вор вырезал бесценное полотно из подрамника и скрылся.
Преступника нашли, а «Святого Луку» вернули в музей, но, возможно, это другая картина. Даже спустя полвека многие искусствоведы сомневаются в подлинности возвращенного полотна.
Но кем был таинственный похититель, и чей заказ он выполнял?
Август 2020 года, полночь, тихий нидерландский пригород Лердам. Двое мужчин в масках через служебный ход проникают в частный музей живописи. Через несколько минут они вынесут оттуда шедевр стоимостью 15 млн долларов. В музее сработает сигнализация, но к моменту приезда полиции похитителей уже и след простынет.
Пропавшая картина «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» была написана в 1626 году голландским художником Францем Хальсом. Историкам живописи она известна как «ускользающий шедевр»: только за последние 100 лет её похищали трижды.
Удивительно, но злой рок преследует большинство работ Франца Хальса.
Москва, Государственный музей имени Пушкина. Здесь хранится «Святой Марк» — одна из четырёх картин серии «Евангелисты». Остальные разбросаны по мировым музеям и частным коллекциям: портреты апостолов Луки и Матвея хранятся в Одессе, Иоанна — в США. Собрать полотна в одном зале музейщики пытались лишь однажды: весной 1965 в Советском Союзе. Но выставке не суждено было открыться.
Накануне открытия «Святой Лука» или «Евангелист Лука» пропал. Картина исчезла при очень странных обстоятельствах. Судя по состоянию подрамника, холст вырезали грубо и явно наспех. Кража произошла днём, в пустом музее, прямо под носом у смотрителей.
Похититель не оставил отпечатков. Опрос свидетелей тоже не дал результата. Удача улыбнулась сыщикам только через несколько месяцев. Сотрудник советского посольства в ФРГ и по совместительству информатор КГБ сообщил, что в Москве у магазина «Мелодия» к нему подошёл некий юноша с предложением приобрести картину художника уровня Рембрандта.
Следователи сразу поняли, о чём идет речь. Договорились встретиться у бассейна «Москва». Второй сотрудник КГБ выступал как гражданин ФРГ, прекрасно владел немецким языком и сбил стоимость картины со 100 тысяч рублей, которые хотел получить похититель, до 50 тысяч.
За переговорами наблюдала группа оперативников МУРа. Каково же было удивление сыщиков, когда продавец после встречи направился на Волхонку — прямо к служебному входу в Пушкинский музей. Оказалось, подозреваемый — 27-летний москвич Валерий Волков — работает в музее плотником в реставрационной мастерской.
На допросе выяснилось: у Волкова уже была судимость в 1957 году за кражу. В музей он устроился по совету некоего Валерия Алексеева — филолога-недоучки, известного в среде перекупщиков и фарцовщиков под кличкой «Искусствовед». В штат Пушкинского Волкова приняли под честное слово: с условием, что он принесёт документ о профильном образовании.
Но откуда у простого плотника диплом искусствоведа? И Волков стал искать такого человека, который мог бы нарисовать диплом. И такой человек нашёлся — с Волкова потребовали 1000 рублей, которых у него не было. Тогда в качестве альтернативного варианта ему предложили украсть картину.
Волков даже не представлял, насколько ценный экспонат попал ему в руки: вырезанных холст он просто свернул в трубку, и несколько месяцев хранил за печкой. В результате краска покрылась глубокими трещинами и местами осыпалась.
Спасти картину поручили знаменитому советскому художнику Степану Чуракову. На реставрацию «Святого Луки» ушло два с половиной года кропотливой работы. Из-за того, что Чураков фактически написал картину заново, многие искусствоведы сомневались, что в музей вернули подлинник Хальса. Но, по мнению экспертов, это не более чем слухи.
Искусствоведы до сих пор задаются вопросом о том, почему малограмотный мебельщик и неопытный вор выбрал именно Хальса — художника легендарного, но почти неизвестного советским гражданам? Исследователи считают, что Волков был всего лишь винтиком криминальной схемы, простым исполнителем. Заказать похищение такого масштаба мог только знаток искусства — Валерий Алексеев.
Не исключено, что фарцовщик Алексеев тоже выполнял чей-то заказ. Шедевры искусства — ценный товар на чёрном рынке Европы и США. Картины крадут, а потом продают частным коллекционерам. Так, в 1986, в особняке босса дублинской мафии Мартина Кехилла полиция обнаружила тайник с похищенными полотнами: семь картин кисти Гойи, Рубенса, Гейнсборо и Вермеера.
Не исключено, что Алексеева и Волкова тоже наняли иностранцы: в СССР сбыть такой товар было невозможно.
Но есть и другая версия: кража картины была частью политического заговора против тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой. За глаза её называли Екатериной Великой. Она отличалась крутым нравом: запрещала театральные пьесы, которые ей не нравились, рушила карьеры артистов, и даже критиковала товарищей по партии и самого Хрущёва.
Похищение бесценной картины из главного музея страны могло быть спланированной атакой на Фурцеву и поводом снять её с должности.
Уголовное дело о краже «Святого Луки» стояло на личном контроле у Фурцевой и главы КГБ Семичастного. Удивительно, но расследование поспешно свернули, и засекретили по указанию сверху. Фурцева сохранила свой пост ещё на 10 лет. На такой же срок осудили Валерия Волкова. Предполагаемый заказчик, Валерий Алексеев, остался на свободе: его вину не доказали.
После реставрации картину перевезли в Одессу, где «Святой Лука» экспонируется до сих пор в местной галерее.
Друзья! Если вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии. Впереди ещё много интересного.