Найти тему
Семейный юрист

Какие документы нужны для вступления в наследство?

Оглавление
Фото с сайта www.freepik.com
Фото с сайта www.freepik.com

Для вступления в наследство обращаются к нотариусу. Но не с пустыми руками. Нотариус составит список документов, которые нужно принести для оформления. Например, паспорт и заявление нужны всегда, а документы о родстве – не в каждом случае. При отсутствии документов нотариус не выдаст свидетельство о праве на наследство. А значит придется решать вопрос в судебном порядке.

Что это за документы и где их взять – расскажем далее.

Читайте еще: Какую госпошлину нужно заплатить при вступлении в наследство?

Основные документы для вступления в наследство у нотариуса

Заявить о наследственных правах нужно не позднее 6 месяцев с момента открытия наследства. Документы принимает нотариус.

Перечень обязательных документов:

  • Заявление от претендента на наследство;

Подаётся каждым будущим наследником индивидуально. Не допускается подавать коллективное обращение. Заявление может быть двух видов: о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство. Второй случай подходит для фактического принятия наследства (проживание в жилом помещении с наследодателем, оплата квитанций за ЖКУ, охрана имущества).

  • Паспорт РФ;
  • Свидетельство о смерти наследодателя;

Выдаётся органом ЗАГС. Нотариусу нужно принести оригинал свидетельства о смерти наследодателя. Бывает, что человека признают умершим в судебном порядке. Например, если о нём нет никаких сведений в течение 6 месяцев или 5 лет (ст. 45 ГК РФ). В таком случае правопреемники должны принести нотариусу выписку из судебного решения о признании человека умершим.

  • Документы о родстве;

Нужны только при наследовании по закону, без завещания. На основании этих документов нотариус устанавливает цепочку родственных отношений. Первыми в наследство вступают самые близкие: мать, отец, дети и второй супруг. Поэтому в качестве документов о родстве с умершим подойдут свидетельство о браке, о рождении, об усыновлении, перемене фамилии т.д.

  • Завещание;

Исключительно при наличии письменного волеизъявления завещателя. Если умерший не оставил завещание – оно не нужно. В любом случае нотариус еще раз проверит эти сведения в электронной базе. Если было оставлено совместное завещание супругов, нужно донести еще и свидетельство об их браке – поскольку такое завещание утрачивает силу после развода.

  • Справка с последнего места проживания наследодателя.

Служит основанием для открытия наследственного дела у нотариуса – в силу ст. 1115 ГК РФ. Родственникам нужно взять либо справку о составе семьи, либо выписку из домовой книги – зависит от региона. Заказать документы можно через МФЦ или ОВМ МВД.

Документы на наследственное имущество

Наследственная масса состоит из разного имущества. На него тоже необходимо собирать документы и проводить оценку активов.

При наследовании квартиры, дома, земельного участка нужны правоустанавливающие документы на недвижимость. Например – о покупке, получении в дар, наследовании, обмене, приватизации. Для оценки можно использовать кадастровую выписку из ЕГРН (обычно нотариус сам ее заказывает).

Если в состав наследства входит машина, готовятся ПТС – паспорт автомобиля, СТС – свидетельство о регистрации, документ о праве владения и результаты оценки.

Для наследования банковского вклада нужна выписка о балансе денежных активов или сберкнижка. Оценка, как в случае с недвижимостью, не проводится.

И так далее…

Надеемся, теперь у вас есть представление о документах для принятия наследства в нотариальной конторе. Если было полезно, поставьте «Лайк» и подпишитесь на наш канал.

Бесплатная консультация юристов по телефону горячей линии 8 (800) 707-46-31 и в режиме онлайн на сайте https://razvod-24.ru.