Привет! Меня зовут Вета. Лолиминти - мой псевдоним, сочетающий в себе любовь к Японии и мятному цвету. Я фотограф, модель и ретушёр, а на Дзене больше пишу о своих повседневных делах, творчестве и делюсь мыслями на темы, что меня волнуют. Уже несколько недель я посещаю индивидуальные занятия-лекции, связанные с историей искусства, его условными эпохами и обсуждением механизмов, почему тот или иной приём цепляет человеческое внимание. На этих лекциях я ещё раз утвердилась в своих личных убеждениях, что я считаю истинным искусством, а что нет.
Эта статья - описание моей личной точки зрения на одно ёмкое слово: косплей. Если вы не согласны, вы всегда можете аргументированно высказаться против в комментариях, без оскорблений.
Начну издалека. У меня есть знакомая художница, которая рисует море. Может быть, она делает это несознательно, а может и сознательно (я никогда этого не спрашивала), но я вижу прямые отсылки к японской живописи в её творчестве. В одном из своих видео в Тиктоке она сказала о том, что ей не нравится Айвазовский, потому что он писал в реализме, а это, по своей сути, очень качественная срисовка с натуры или изображение по памяти того, что ты уже видел. Не буду вдаваться в подробности, но буллинг за это видео продолжается до сих пор, даже спустя более полу-года. Хотя, кажется, человек просто высказался о своих вкусах?
Творчество ли это? Искусство ли? Да, возможно 2 сотни лет назад Айвазовский был единственным в своём роде, первопроходцем, который был замечен обществом. Сколько современных маринистов вы знаете? Так почему интерес к реалистичной живописи так упал?
Я думаю, дело в том, что сейчас "маринистом" может быть любой, кто посмотрел несколько видеоуроков по живописи на канале Боба Росса или любой, кто взял в руки фотокамеру и приехал на побережье. Но что же помещают в современных музеях? Современное и концептуальное искусство, инсталляции, социальный вызов, провокационный перфоманс. Банан, приклеенный к стене скотчем - работа "Комедиант" итальянского художника Мауриццио Каттелана, был продан за 120 тысяч долларов. И это даже не шутка!
По словам самого автора, банан - всего лишь прототип, который позже обретёт форму полноценного произведения, из бронзы или смолы, но многие увидели в этом символ мук художника, и все современное искусство в целом, созданного из ничего. По моему скромному мнению, современный зритель пресыщен реализмом, он скучен и обычен. Картины Шишкина имеют историческую и архивную ценность, но не ценность в мире искусства.
А кто же достоин, по моему мнению, называться настоящим творцом? Например, Ван Гог - человек со своим видением мира, уникальным способом нанесения краски на холст. Все знают его "Звёздную ночь", но если я покажу вам другую его менее популярную картину, вы всё равно узнаете, чья рука написала этот холст:
Или другая картина:
Русский авангард, по моему мнению, заслуживает отдельного упоминания, в том числе Василий Кандинский и Малевич. Вся история искусства шла по пути упрощения, отказа от предмета и реализма, всё это привело к появлению Abstract Art - искусству, отказавшемуся от нарратива. Но появился ли абстракционизм, как феномен 20 века или возродился вновь? Ведь орнаменты и абстрактные элементы существовали в куда более древних культурах, чем наша.
У меня нет ни одной нормальной фотографии с выставки в музее, но чаще всего я посещала именно те выставки, которые были посвящены авангарду: футуризм, абстракция, кубизм и прочие направления. Именно эти направления я считаю искусством, именно оно заставляет меня что-то почувствовать, задуматься, рассматривать каждую деталь, наслаждаться цветом и композицией, философией автора. Реализм я предпочитаю изучать только со стороны его архивной и исторической ценности, а 3 сосны в поле я могу легко увидеть в жизни, в трёхмерном пространстве.
А что косплей?
Я не просто так сделала такое длинное вступление, чтобы показать вам, как я в принципе вижу феномен искусства, если так можно выразиться. А что косплей и его направления?
Косплей - от японского コスプレ косупурэ, от английскогоcostume play, костюмированная игра - это перевоплощение в различные роли, заключающееся в переодевании в костюмы и передаче характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги. Как правило, это увлечение включает в себя изготовление костюма и элементов атрибутики выбранного персонажа. Имеет некоторую связь с ролевым движением, а также с исторической реконструкцией.
Косплей можно подразделять на жанры, но они не общепризнанные. Фансервис, по моему мнению, обычно используют для паразитирования на популярном образе и привлечения аудитории противоположного персонажу пола, ведь всё, что связано со словом из 4 букв, очень хорошо продаётся. Этот трюк используется маркетологами ни одно десятилетие. Мне нравится фансервис, как подвид косплея, но мне лично он не близок.
Унизительное слово "закос" придумали русские косплееры, чтобы отделить высококлассных косплееров "от челяди", как бы унижая новичков за несоответствие персонажу. Нигде, кроме России, я не встречала форумов и групп о косплее токсичнее - когда за лишнюю родинку или пирсинг каноничный косплей с точной копией костюма относят к закосу, а новичков поливают грязью и высмеивают. На родине косплея никаких "закосеров" не существует, а любое перевоплощение в персонажа = косплей, разной детализации от простых элементов в одежде до отыгрыша на сцене. Каноничный и неканоничный, всё. В современных реалиях косплееры используют подражание персонажу в мимике или тембре голоса лишь на сцене или при позировании для фото и видеосъемки, ведь для многих это просто хобби, а сами косплееры и не являются профессиональными актёрами.
Да, для "закоса" иногда косплеер надевает похожую одежду, парик и линзы, например, для примерки персонажа, чтобы понять, необходимо ли делать полноценный дорогостоящий костюм в будущем. Я и это считаю косплеем. Персонаж узнаваем? - Да. Так почему это не косплей?
Помню, когда я опубликовала это фото выше, некто в комментариях на ломанном английском написал, что будет жаловаться, и что это - ненормально, хотя я просто поменяла Венди и Дипперу из м/ф "Gravity Falls" пол и создала мир, где их история любви стала реальностью. Мы нашли топор, сделали книгу, кепку, нашли похожую одежду, отыграли эмоции на камеру. И это не косплей?
Персонажам можно поменять причёску, стиль, эпоху, "сделать" пирсинг - это тоже будет косплеем, но уже на переосмысленного персонажа. В сети можно найти множество профессиональных косплееров, которые сделали персонажей из Ведьмака 3 в стиле Киберпанк и даже в стиле 80-х, сохраняя атрибуты и характер персонажей. Это тоже косплей! В 2019 году я вдохновилась дополнением Ведьмака "Каменные сердца" и сделала Ольгерда и Ирис, которые живут в современности:
Могу ли я считать себя косплеером?
Возможно, на родине косплея я бы могла называть себя таким громким словом, но в России я привыкла соблюдать осторожность, чтобы не спровоцировать гнев "настоящих отаку". Я предпочитаю говорить и причислять себя к "original"-косплеерам, которых чаще просто называют ориджиналами. Я сама придумываю костюм, создаю его, подбираю макияж, украшения и аксессуары. Иногда даже больше - я придумываю персонажу имя, историю, характер. К слову, я пользуюсь своей аристократичной внешностью и подбираю персонажей под себя, свою фигуру и характер. Например, мне очень нравится делать образы эльфов, фей и других лесных существ, но образы агрессивных и злых персонажей у меня просто не получаются. Я очень худая по своей природе, спасибо за хорошую генетику родителям, поэтому чаще всего я делаю нежные утончённые образы. Но всё чаще я слышу и читаю:
- А причём здесь косплей?
Чем больше я занимаюсь косплеем, тем больше я понимаю: мне нравится создавать ориджиналы, потому что в этом вся я! Это моё творчество, моё видение - какое будет одеяние персонажа, атрибуты костюма, цветовые сочетания, позы, мимика, история, характер. Это мой личный стиль и моё видение косплея, как вида искусства. Я много раз пробовала примерять на себя уже готовых персонажей. Да, создавать костюмы по существующему эскизу, в нужной цветовой гамме и детализации - определённо труд и творчество, даже искусство, но для меня каноничный косплей - родственник реализма, который мне не нравится. Мне не нравится создавать персонажей по готовому сценарию и эскизу, потому что в этом нет меня, моей философии и моей тяги к прекрасному.
Мне нравится создавать персонажей по мифам и легендам, своё прочтение древних богов или духов, например, духа Бастет:
Косплеер - это просто живой реальный персонаж из популярной массовой культуры, т.е. подражатель. Ты можешь шить, создавать костюмы, делать макияж - и это искусство, но косплей - это костюмированная игра уже существующего персонажа. Сделать существующий клинок из Вселенной Скайрима - это ремесленничество, создать новый клинок по мотивам Вселенной Скайрима - искусство, с образами, по моему мнению, примерно та же ситуация. Некоторые люди даже не знают реальной внешности косплеера, который создаёт их любимых персонажей. Неканоничный косплей и своё прочтение в этом варианте кажется мне намного интереснее. Именно ориджиналы в мире косплея я считаю настоящим искусством и проявлением личного стиля:
Своим текстом я не хочу обесценить такое трудоёмкое и затратное хобби, как косплей, я лишь хотела описать к нему своё отношение, потому что очень часто в моём блоге всплывают пожелания, чтобы я сделала того или иного персонажа, который мне даже не близок ни по внешности, ни по характеру. Это, как минимум, унизительно для меня, потому что я начинаю чувствовать себя манекеном, на который хотят надеть любимый костюм чужой личности.
С каждым годом в моём развитии в косплей и арт-сфере я всё больше понимаю, что делать уже существующих персонажей мне неинтересно - нет полёта мысли, много ограничений. Именно поэтому я позиционирую себя, как арт-фотографа, а не косплей-модель. Если я и делаю косплей, то только в своём прочтении, который "ни капли не похожа" и вообще "закос какой-то", потому что мне важно оставлять свой личный стиль и свою личность в популярном образе. Примерно, как Ван Гог рисовал определённым стилем, я придерживаюсь своего. Да, мои образы ещё не достойны висеть в галереях рядом с признанными гениями, но я лишь в самом начале своего творческого пути.