Советское время многие сейчас воспринимают весьма неоднозначно. Люди в преклонном возрасте считают, что именно при СССР прожили свои лучшие годы и тоскуют по тому, как была устроена медицина, как давали за работу квартиру и вручали разные награды и медали. При этом Советский Союз уделял особое внимание образованию своих граждан и старался предельно расширить их кругозор по своей родине, предоставляя различные путевки на отдых и в пионерские лагеря. Действительно, есть, что вспомнить из положительного. Но есть и противники СССР. Такие люди не слишком довольны тем, какая цензура царила в блоке и с каким трудом гражданам удавалось достать какие-то иностранные вещи, бытовую технику и даже печатную продукцию – наподобие журналов. Кроме того, при Советском Союзе не было возможности без проблем выбраться за границу, а по имеющемуся имуществу нужно было досконально отчитываться перед партией.
В общем, можно любить или не любить Советский Союз, однако глупо отрицать его существование, как исторический факт. Все-таки, в советское время жили и вы, не самые молодые читатели, и ваши родители. Было и потери, и радости. Но мой канал посвящен техники. Поэтому я решил ознакомить вас или ввести в ностальгию данной публикацией. В ней я поведаю, какая авто- и мототехника пользовалась повышенной любовью, популярностью у советских граждан и на чем ездили обычные люди, а не те, кому «по блату» выдавались Жигули, «восьмерки», «Волги» и прочее. Итак, давайте смотреть.
Jawa 350-634
Я не случайно начал повествование с мотоцикла. Дело в том, что автомобилей на всех в стране сильно не хватало – они выдавались, в первую очередь, знаменитым людям, спортсменам, инженерам, передовикам производства, а также партийным работникам. Поэтому если ты не был из их числа или еще не достиг каких-то значимых карьерных успехов, либо же, просто стоял в очереди на получение машины, то приходилось обращать свое внимание на мотоциклы.
Мотоциклы в советские время были очень распространены и даже работники милиции, ГАИ их использовали, а что уж говорить про обычных граждан. Мотоцикл был относительно доступен, на него не было многолетних очередей, а свободу передвижения он предоставлял не меньшую, чем машина.
И вот, если у человека были деньги и он считался вполне состоявшимся в жизни, но авто еще не получил, то свое внимание такой советский гражданин обращал на Яву 350-634. Этот чехословацкий мотоцикл начал продаваться в СССР в начале 70-х годов и вплоть до середины 80-х оставался на пике востребованности.
В движение Ява приводилась 350-кубовым моторов мощностью 26 лошадиных сил. Он обеспечивал хорошее ускорение, при этом считался и относительно экономичным, надежным. Вкупе с приятным дизайном навесных деталей это давало положительный эффект и техника не воспринималась бюджетной. В общем, это была мечта многих советских мальчишек и сейчас о модели вспоминают с теплотой.
Мотоциклы марки Урал
Если Ява была адресована, в первую очередь, молодым людям, которые не были обременены многодетной семьей и семейными заботами, то вот Уралы – это уже совсем другая категория и класс. Сам по себе Ирбитский мотоциклетный завод в советское время имел большой потенциал в плане развития и мог позволить делать технику не только для гражданского применения, но и для спортивных соревнований, а также для различных государственных служб, поэтому популярность Уралов, также, считается достаточно высокой.
У граждан в цене были модели серии «М», а также поздние «ИМЗ» различных модификаций. Все они отличались между собой не только дизайном фар, сидений, оснащением, но также и мощностью моторов (от 25 до 32 сил), наличие реверсной передачи, а также модернизацией системы охлаждения, КПП и кардана.
Впрочем, как бы там ни было, Урал – это мотоцикл тяжелой весовой категории. Он хорошо приспособлен под транспортировку тяжелых грузов – за счет неплохой тяги двигателя, энерговооруженной подвески и прочной рамы. При этом, Уралы считались комфортными и предполагали наличие полноценных трех мест, что было важно для семейных людей.
Максимальная скорость мотоциклов была невелика и достигала, в лучшем случае, 135 километров в час. Зато на бездорожье модели показывали себя неплохо и именно поэтому Уралы полюбились в деревнях, райцентрах. Ну и в целом, монументальный дизайн мотоциклов заставлял обращать на себя внимание именно возрастных людей. Зачастую, такие мотолюбители, при владении Уралом, потребности в автомобиле не видели…
Иж Юпитер 5
Это уже мотоцикл поздней советской эпохи, ибо появился он в середине 80-х годов и к тому моменту рынок мотоциклов был пресыщен, а многие начали обзаводиться и подержанными автомобилями. Впрочем, все мы знаем, что любовь советских и постсоветских людей к мотоциклам в нашей стране сохранилась, вплоть до начала 2000-х годов, поэтому к мотоциклам Иж любовь все же проявилась.
Модель Юпитер 5 – это наш ответ моделям Ява, пусть и запоздалый (до этого предлагались и Юпитер 4). Мотоцикл был снабжен двухтактной силовой установкой под 350 кубических сантиметров мощностью 24 лошадиные силы.
При этом он предлагался, изначально, с пассажирский коляской, что делало его довольно практичным транспортом. Однако, вариация без бокового прицепа также была и делала Юпитер 5 еще более дешевым, хотя он и так отличался вполне доступными ценниками.
Если говорить вкратце – это был массовый мотоцикл дорожного назначения. Впрочем, свое применение он нашел повсеместно.
ЗАЗ 968М
Знаменитый Запорожец. Вызывает противоречивые чувства, причем как сейчас, так и во времена СССР. Был одним из самых дешевых и доступных автомобилей. Однако молодые люди на него даже не смотрели. Более того, к 968-му относились с некоторой насмешкой и иронией, не считая за полноценное средство передвижения. Если мотоцикл был дешев, отличался маневренностью, экономичностью, а автомобили типа Жигули, АЗЛК уже считались полноценными, но малодоступными, то вот Запорожец был нечто средним – эдаким моторизованным крытым каркасом, который тем не менее, вмещал до четырех человек.
Впрочем, большинство советских людей размышляло иначе, ибо главное – это крыша над головой и наличие печки, а это значит, что на ЗАЗ 968М можно было ездить даже зимой, чего на мотоциклах делать было нельзя.
Моторы модели выдавали от 41 до 50 лошадиных сил. Но в любом случае, ни о какой динамике речи быть не может. И эдакая тихоходность, также, является визитной карточкой Запорожца, которая породила появление на свет большого количества стереотипов и аналогий с исходником.
Словом, ЗАЗ 968М – это автомобиль, который был и любим, и не любим советскими гражданами одновременно. Впрочем, отсутствие выбора за цену модели заставляло относиться к ней с уважением и почитанием. Модель можно считать ярким олицетворением советской эпохи – когда за неимением лучшего приходилось идти на компромиссы.