Часть 2. Начало фронтовых дней
Но как отец вообще в Армии оказался? Война застала его в Москве. Он учился в фабрично-заводском училище (ФЗУ), которое было расположено в районе Масловки. Какой Масловки, Нижней или Верхней, он уже не помнил, отвечал, что недалеко от Савеловского вокзала. Вот и весь сказ. А прибыл в Москву он в 14 лет, из Белгородской (тогда его район относился к Курской) области и до начала войны успел проучиться в столице и прожить в ней один год.
Началась война! В 1941 году моему отцу исполнилось 16 лет. Немцы приближались к Москве, и училище эвакуировали; проделали длинный путь от одного города к другому и, наконец, прибыли в город Киров. Там работали на авиационном заводе, который выпускал аэросани. Так прошел год с начала войны.
Понемногу стали ребят, достигших 18 лет, призывать в Красную Армию. Большинство его товарищей были призваны, а отец, чтобы не оставаться одному, прибавил год к возрасту на комиссии и тоже был призван в ряды нашей сражающейся Армии.
Но на фронт отправили не сразу, а совсем в другую сторону, на Дальний Восток. Там наши держали войска на случай, если в войну вступит Япония. Через всю страну в теплушках ехали в товарных составах, по прибытии разместили в землянках. Вернее, размещать негде было, тайга. Сразу стали строить землянки. Делали углубление в грунте, которое потом перекрывали спиленными бревнами (рядом был лес), делали нары и так жили. Жили и осваивали военные профессии, курс молодого бойца: строевая подготовка, изучение оружия, стрельбы и так далее. А потом и на фронт. Принял присягу перед прибытием на фронт, 20 декабря 1943 года.
Итак, отец, вместе с другими, такими как он, молодыми солдатами, прибыл для прохождения службы на фронт. Декабрь 1943 года, Украина, Кировоградская область, станция Врадивка… Он хорошо запомнил это название, откуда началась его фронтовая жизнь.
А началась она с освобождения Украины! За что позже, уже в мирное время, он получил украинский орден «За мужество» (За мужнiсть), так тогдашний президент Украины Кучма Л.Д. отметил его вклад в борьбу с нацизмом на Украине. Отец ушел от нас в апреле 2014 года и не дожил до начавшихся в том же году военных действий на Донбассе. Он мечтал дожить хотя бы до 9 мая, но не судьба... Боюсь даже думать о том, как бы он страдал, если бы видел, что потом стало твориться на Украине.
Итак, прибыл с пополнением на фронт. Стали распределять по частям вновь прибывшее пополнение. Стояла ночь. Передовая (линия фронта, самые близкие к противнику траншеи) была километрах в километре-полутора, доносились звуки орудийных выстрелов и разрывов, видны были взлетающие осветительные ракеты по всей линии траншей, доносился и звуки пулеметной стрельбы. Обычный звуковой фон передовой.
Рядом проходила грязная, мокрая (декабрь месяц) грунтовая дорога, разбитая колесами сотен машин; на обочине лежало забрызганное толстым слоем грязи человеческое тело, совсем напоминая сбитую автомобилем на дороге собаку или другое животное. Кто это был, наш или немец, никто не знал, да и никто не интересовался. Рассказывая это, отец покрутил по груди рукой, лицо его искажалось. На душе, рассказывал он, стало так неприятно, так тоскливо…
Это и понятно, прогнозируемая реакция молодого человека на смерть, которая часто была совсем не такой как в фильмах и книгах…. И была она там совсем рядом.
Кстати, прибыли без оружия, оружие должны были получить непосредственно в частях, куда направят. Прибыли в расположение гаубичной батареи. Старшина выдал отцу карабин, который оказался без мушки. Отец, все еще на нервах, вспылил, крикнул, обращаясь к старшине: «Зачем он мне, без мушки?!». Командир батареи, который молча наблюдал за всем этим, ничего говорить не стал, просто приказал старшине: «Найдите ему автомат»!
Так начинались фронтовые будни.
Если статья вам понравилась, поставьте лайк, пожалуйста.
Чтобы не пропустить продолжения, подпишитесь на мой канал.
Ссылки на другие публикации автора
Прямой наводкой по пехоте с расстояния меньше 70 метров. Часть 1.
Прямой наводкой по пехоте с расстояния меньше 70 метров. Часть 2.
Тема войны в моей жизни. Часть 1.