Найти в Дзене

Может ли кухарка управлять государством: рецепт отбора чиновников от Платона

Оглавление

Рубрика «Есть идея!».

Увлекательные рассказы о психологических и философских теориях и о том, как они применимы к нашей жизни

Как только студенты приходят в университет, преподаватели пытаются впихнуть в их неокрепшее сознание, проклёвывающееся в перерывах между бурными вечеринками и внезапными сессиями, весь кладезь человеческой мудрости. Причём, согласно ФГОСу очередного поколения, нужно успеть это сделать за десять полуторачасовых занятий. Тот ещё челлендж, скажу я вам! Но это уже совсем друга история...

В коллаже использовано фото Илии Града на Unsplash
В коллаже использовано фото Илии Града на Unsplash

В плеяде интеллектуалов плодовитой греческой земли Платон занимает одно их значимых мест. Ну, а если точнее – второе. Первое место, безусловно, заслуженно отдано Аристотелю.

Платон – учитель Сократа и ученик Аристотеля – фонтанировал оригинальными идеями, в том числе и об устройстве справедливого государства.

Что делает государство справедливым?

В сухом остатке мы имеем следующее. Справедливое государство – то, в котором каждый занимается своим делом. Причём если человек способен гениально приготовить яичницу, значит он должен заниматься поварским ремеслом до конца жизни, не отвлекаясь на другие вещи, к примеру, на участие в управлении государством. Да, Платон был консерватором и идею многозадачности не разделял. Каждый человек, считал он, рождается с задатками к кому-нибудь одному делу.

Собственно, из идеи «один человек – одна способность» и вытекает представление Платона о структуре «идеального» социально-политического устройства. А эта структура проста как пасхальное яичко. Хотя сам Платон предпочитал сравнивать её с устройством души. Каждой части души соответствует сословие граждан.

Первое сословие: рабоче-торгово-крестьянский люд

В коллаже использовано фото by Iraj Beheshti on Unsplash
В коллаже использовано фото by Iraj Beheshti on Unsplash

В земледельцах, торговцах и ремесленниках ярко выражена низменная, чувственная, часть души. Эти люди никакими особыми добродетелями не обладают. Они просто хорошо делают свою работу, поддерживая существование других сословий плодами своих рабоче-торгово-крестьянских усилий. Они не жаждут интеллектуальных развлечений. Все их желания направлены на удовлетворение телесных потребностей и получение чувственных удовольствий.

Думаю, довольно популярными были бы развлечения, вроде пролистывания фото в Instagram или чтения на Яндекс.Дзен статей с заголовками типа «Тёща оформила кредитную карту и вот что случилось…» Ну а как иначе? Если ты целый день «впахивал», то к вечеру, а иногда и к обеду, мозг отключается. Активными остаются только несколько тысяч нейронов, отвечающих за движение левого большого пальца руки.

Второе сословие: военные и полицейские

В коллаже использовано фото by Gioele Fazzeri on Unsplash
В коллаже использовано фото by Gioele Fazzeri on Unsplash

Аффективной (яростной) части души соответствуют так называемые «стражи». Проводя аналогию с сегодняшним днём, – это люди, следящие за тем, чтобы «в Багдаде всё было спокойно» – доблестные представители полиции и армии. Главная добродетель «стражей» – мужество. Чтобы эти люди должным образом владели воинским мастерством, необходимо их обучать «гимнастическим и мусическим искусствам».

Проще говоря, учебный план будущих военных и полисменов обязательно должен включать в себя уроки физкультуры, музыки и изобразительного искусства. Ну, с физкультурой всё понятно. А вот сольное и хоровое музицирование, а также умение оценивать в статуе Аполлона не только природные данные натурщика, а соразмерность формы и уникальность композиции, делает из «стражей» гармонично развитых людей, в душе которых сочетаются смелость и мягкость.

Третье сословие: управленцы

 коллаже использовано фото by History in HD on Unsplash
коллаже использовано фото by History in HD on Unsplash

Из стражей выходит третье сословие граждан «идеального» государства – «философы», соотносимые с разумной частью души. Проводить аналогию между «философами» Платона и нынешними управленцами будет слишком большой натяжкой – гораздо большей, чем сопоставление «ремесленников» с офисным планктоном, а «стражей» – с современными полицейскими и военными. Как вы неоднократно убеждались, в реальной жизни не всякий управленец является философом. Хотя может активно мнить себя таковым, регулярно позволяя себе, по выражению профессора Преображенского: «…в присутствии двух людей с высшим образованием давать советы космического масштаба и космической же глупости».

«Философами» – то есть людьми, способными управлять государством, – рождаются. Но только в правильно организованном государстве эта редкая одарённость может быть эффективно развита и применена. Иначе «философы», понимая, что соображают быстрее и лучше остальных, преисполнятся высокомерия и станут злодеями или тиранами. Поэтому чтобы приобрести нужные качества «философы» должны пройти правильное обучение, причём в игровой форме.

Чему учат управленцев?

-5

«Философов», как и «стражей», сначала обучают основам наук. В 20 лет происходит первый отбор лучших учеников. Достойным даётся уже более детальный обзор точных, естественных, социальных наук. Как только мужам исполняется 30 лет, производится второй отбор. Критерий отбора сформулирован Платоном весьма туманно: «наблюдая, кто из них умеет, не обращая внимания на зрительные и остальные ощущения, подняться до истинного бытия». Фантазия при осмыслении столь загадочной фразы разыгрывается нешуточная. Можно даже представить себе, как волнующийся студиозус, пытается решить алгебраическую задачу, старательно не обращая внимания на активно извивающуюся на его коленях гетеру.

Тех студентов, которые прошли отбор во втором туре, следующие пять лет учат диалектике. Диалектика – эта такая философская дисциплина о развитии мира, о том, что все противоположности уравновешивают друг друга для поддержания мира в должном состоянии. Например, представим себе, если бы рядовой провинциальный учитель получал 17 тысяч рублей в месяц, а министр образования области 200 тысяч рублей в месяц, то в статистическом итоге зарплата у представителей сферы образования была бы в несколько раз выше средней по региону. Хотя, конечно, для Платона – знание диалектике – это прежде всего владение логикой, умение ставить вопросы и отвечать на них, способность разрешать противоречия.

Только после того, как учащиеся освоили диалектику, они становятся философами. Их священная обязанность – в течение 15 лет занимать государственные должности, используя свой дар и знания на благо граждан.

Качества идеального управленца

Итак, чтобы стать чиновником в «идеальном» государстве Платона нужно обладать следующими основными качествами:

  1. быть профаном в любом ремесле
  2. обладать хорошей физической формой
  3. быть мужественными и разумным
  4. разбираться в искусстве
  5. владеть всесторонними знаниями из точных, естественных, социальных наук
  6. знать причины вещей
  7. уметь логически, критически и стратегически мыслить
  8. вовремя выявлять проблемы и находить пути их эффективного решения
  9. проявлять сдержанность, не потакать плотским желаниям
  10. думать и заботиться о благе граждан

Достоинства и недостатки «идеального» государства

В коллаже использовано фото by Martin de Aarriba on Unsplash
В коллаже использовано фото by Martin de Aarriba on Unsplash

Описанная социальная структура – это всего лишь философская концепция. Но всё же некоторые из этих идей с меньшей или большей степенью успеха реализовались в современных государствах.

В «идеальном» государстве Платона, можно отметить следующие преимущества:

  1. бесплатное общее и среднее образование: любой человек может научиться какому-нибудь ремеслу, дающему ему стабильное пропитание;
  2. бесплатное высшее образование: способные люди могут изучать науки и искусства и становиться «стражами», защищая людей друг от друга и от самих себя;
  3. доступ к государственным должностям только у талантливых управленцев: только лучшие люди, способные мыслить логично и с пользой для граждан, допускаются до управления государством.

Недостатков также хватает:

  1. признание только одной врождённой способности, которую можно развить в процессе обучения: если ты хорошо слепил пельмень – быть тебе лепщиком фигурок из теста до конца жизни;
  2. недооценка силы желания: в качестве критерия дальнейшего профессионального самоопределения учитываются только способности человека, но мы знаем, насколько важно страстное стремление человека научиться что-то делать или что-то понять; даже при отсутствии или минимальном наличии природных задатков упорный человек может достичь невероятных высот в любом деле;
  3. противоестественные критерии отбора будущих государственных служащих: концентрация на решении сложных задач без отвлечения внимания на раздражающие факторы – важное умение; однако если человек игнорирует «чувственные потребности», то это может привести к расстройству здоровья, как физического, так и психического;
  4. подозрительные выборщики: что за люди определяют качество будущих чиновников и наделяют их полномочиями, и как они становятся теми, от решения которых зависит судьба всего государства?

Конечно, у теории «идеального» государства Платона есть и другие нюансы. Но перечисленных аспектов достаточно для облегченного вздоха и утешительной мысли о том, что мы не живём в справедливом государстве Платона. Однако у нас всё же есть некоторые его преимущества, которые не могли оценить люди, жившие в древнегреческом обществе.

А какие достоинства и недостатки в этой теории заметили вы?

Какими качествами, на ваш взгляд, должны обладать управленцы, чтобы сделать государство справедливым?

-7