Найти в Дзене

Первый в истории автономный корабль готовится к путешествию через океан

Капитан ИИ, улыбнитесь! :)

Знакомьтесь - «Мэйфлауэр 400» - первый в мире корабль под управлением искусственного интеллекта. Электронный капитан останавливает двигатели в проливе Плимут, у юго-западного побережья Великобритании. И, мягко покачиваясь на небольших волнах, самостоятельно активирует гидрофон, предназначенный для прослушивания китов.

Это 15-метровый тримаран, который весит девять тонн и имеет полную автономность. Он готовится к трансатлантическому плаванию. Во время своего путешествия судно, покрытое солнечными панелями , будет изучать загрязнение морской среды и анализировать наличие пластика в воде, а также отслеживать водных млекопитающих.

Бретт Фанеф, соучредитель благотворительной организации ProMare и идейный вдохновитель проекта Mayflower, отмечает, что океан оказывает «самое большое влияние» на климат Земли.

Рози Ликориш, специалист по новым технологиям в IBM (компания - один из партнеров проекта) добавляет, что беспилотный аппарат дает преимущество в «суровой стихии».

«Наличие корабля без людей на борту позволяет учёным расширить зону наблюдений», - сказала она AFP.

Инженер IBM Рози Ликориш (Rosie Lickorish). Фото с сайта techxplore.com.
Инженер IBM Рози Ликориш (Rosie Lickorish). Фото с сайта techxplore.com.

По словам Фанефа, в проект внесли свой вклад самые разные разработчики технологий и услуг. В нем участвовали сотни людей из таких стран, как Индия, Швейцария и США. Проект, созданный без "глобальных усилий", стоил бы в 10 раз дороже, чем 1 миллион долларов, вложенных ProMare.

К слову, некоммерческая компания бесплатно предоставит всем желающим данные, собранные в рамках проекта. И, скорее всего, собранная информация будет особенно полезна для будущего коммерческого судоходства в тех местах, где побывает тримаран под управлением ИИ.

Автономный корабль должен  будет отправиться в путешествие 15 мая 2021 года, если погода будет благоприятной и на это будет получено разрешение британских властей.

Путешествие в Плимут, штат Массачусетс, займёт у него, предположительно, три недели. Такое же путешествие, было в своё время совершено английскими переселенцами на корабле «Мэйфлауэр» в 1620 году.

Любопытно, что это путешествие Mayflower 400 было отложено из-за пандемии. Но, как пошутил Фанеф, по крайней мере, в этом путешествии никто не заболеет.

«Никто не заскучает, не устанет или не заболеет на этом корабле. Так что это путешествие может занять столько времени, сколько нужно для занятия наукой», - сказал он на пресс-конференции в британском порту.

Рядом с ним сидели трое компьютерных техников, которые дистанционно проверяли оборудование тримарана.

Мейрвен Дженкинг-Рис,
21-летняя студентка-инженер, проверит двигатели корабля перед тем, как он отправится в своё самое главное морское испытание.

Тримаран полностью автоматизирован: так за повороты руля отвечает робот, а энергетическую систему на солнечных батареях дополняет дизельный генератор.

Бретт Фанеф (Brett Phaneuf) - человек, стоящий за идеей создания подобного судна. Фото с сайта techxplore.com.
Бретт Фанеф (Brett Phaneuf) - человек, стоящий за идеей создания подобного судна. Фото с сайта techxplore.com.

На строительство самого корабля у разработчиков ушло около года. Больше всего времени заняла разработка «умного капитана», то есть бортового искусственного интеллекта, ведь компьютер пришлось научить определять всевозможные морские препятствия. Для этого учёным пришлось проанализировать тысячи фотографий.

Прежде всего Mayflower 400 нужно было научить избегать столкновений, и сначала он вышел в море для «обучения с учителем».

Инженер по робототехнике и программному обеспечению Олли Томпсон сказал, что, запустив «ряд сценариев», корабль может узнать, «что такое хорошие действия, а что такое плохие, какие безопасные, а какие небезопасные». Если же он совершит ошибку, то впоследствии он уже будет "знать", что так поступать не стоит.

Автоматизированное судно использует свои "глаза" и "уши" - сложную систему из шести камер и радаров - чтобы теперь уже обучаться самостоятельно.

Фото с сайта techxplore.com.
Фото с сайта techxplore.com.

Mayflower 400 ещё предстоит испытать в  море при сильном волнении или в шторм (такое, наверняка, случится с ним в реальном трансатлантическом вояже). Однако в смоделированных условиях роботизированный аппарат вынес столкновение даже с 50-метровыми волнами.

Ликориш объяснил, что искусственный интеллект лодки будет иметь решающее значение в проведении научных экспериментов.

«Он был обучен с использованием сотен часов аудиоданных, - сказала она, - чтобы обнаруживать и распознавать морских млекопитающих и фактически рассказывать нам о распределении популяций в открытом океане».

Другие задачи корабля - это анализ химического состава воды, измерение глубины моря и сбор образцов микропластика.

Хотя корабль полностью автономен, команда будет наблюдать за ним 24 часа в сутки из Англии, готовая дистанционно вмешаться в случае опасности.

Мы пишем про достижения науки, суперсовременные технологии и их внедрение, рассказываем о том, каким будет будущее. Если вам нравятся наши новости, подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайки. Эти нехитрые действия помогают нам в развитии и сборе средств для финансирования проекта.

Также наши сообщества есть в Telegram, twitter, ВК, Facebook, "Одноклассниках". Приходите, если вы бываете там чаще, чем на Дзене.