Найти в Дзене

Философия Власти. Платон.

"Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти." Платон рассматривает власть с этических позиций. Платон представлял, что в идеальном государстве, состоящем из трех классов, власть является высшим из них. Класс правителей - высший класс - его основное достоинство мудрость. Так как данная добродетель в большей степени присуща философам - они и должны управлять государством. Государственная власть и философия должны быть «слиты воедино». Платону принадлежит первая классификация видов государственного устройства. Взяв за основу количество правителей, Платон различал монархию, аристократию, демократию, тимократию, олигархию и тиранию. Три последних вида являются извращенными формами трех первых. Тимократия основывается на честолюбии и властолюбии, и «тимократический человек» считает, что основанием власти должно быть не умение рассуждать, но военные подвиги, и потому-то он любит «гимнастику и охоту». Олигархия основа на имуществе

"Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти."

Платон рассматривает власть с этических позиций.

Платон представлял, что в идеальном государстве, состоящем из трех классов, власть является высшим из них. Класс правителей - высший класс - его основное достоинство мудрость. Так как данная добродетель в большей степени присуща философам - они и должны управлять государством. Государственная власть и философия должны быть «слиты воедино».

Платону принадлежит первая классификация видов государственного устройства. Взяв за основу количество правителей, Платон различал монархию, аристократию, демократию, тимократию, олигархию и тиранию.

Три последних вида являются извращенными формами трех первых. Тимократия основывается на честолюбии и властолюбии, и «тимократический человек» считает, что основанием власти должно быть не умение рассуждать, но военные подвиги, и потому-то он любит «гимнастику и охоту».

-2

Олигархия основа на имущественном цензе в пользу состоятельных граждан, которые и являются властью. В таком государстве множество трутней и нищих, распущенность - норма. Обращает на себя внимание тот факт, что рост благосостояния, экономического превосходства является регрессом по мысли Платона, однако, например, Маркс видел в этом прогресс общества и сущность власти.

Оба строя - тимократия и олигархия - связаны с концепцией идеального государства Платона. Они получаются тогда, когда второй или третий класс идеального государства, отказавшись от своей основной добродетели - мужества и умеренности, - захватывают власть.

-3

Платон критиковал и демократию. Недостатком демократии, имея в виду ее греческий вариант, Платон называл выравнивание равных и неравных (в то время как люди от природы неравны), замещая государственные должности по жребию и нисколько не озабочиваясь «тем, кто от каких занятий переходит к государственной деятельности.

Демократия, по Платону, возникает из олигархии, когда бедняки, одержав победу, всех уравнивают в гражданских правах и замещении государственных должностей.

Третий извращенный вид государства — тирания. «Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».

Государственное устройство, по мнению Платона, переходит от одного к другому виду:

Платон говорит о переходе видов государственного устройства от одного к другому в определенной последовательности: монархия (царство мудрейших и богоподобных людей), аристократия (правление представителей лучших родов), тимократия (господство благородных воинов, сражающихся за честь и славу), олигархия (правление богатых семейств), демократия (царство свободы, следствием которого является беззаконие и тирания), тирания. Таким образом, лучшей формой государственного правления является монархия, а худшей – тирания.

-4

В философской мысли Платона особое значение имеет закон. Идеал – соответствие закону, законы не должны быть нарушены. Однако, сущностно сила должна быть не у закона, а у правителя, потому что закон не может точно и справедливо охватить все то, что необходимо каждому. Следствием является то, что недостаток всех шести форм правления - отсутствие совершенного, мудрого правителя, который настолько совершенен, что ему нет необходимости соблюдать законы, не способные предусмотреть все обстоятельства жизни человека.

Политическое властвование должно быть основано четырех добродетелях: разумность/мудрость, рассудительность, мужество, справедливость (сочетание трех предыдущих добродетелей и сословное государство на основах гармонии и невмешательства одного слоя в дела другого).