В августе–сентябре 2020 года состоялась экспедиция парусных яхт «Жемчужина» и «Сибирь», которые прошли от Архангельска до Омска.
Самый сложный морской этап пролегал по маршруту Архангельск–Нарьян Мар–Харасавей–Остров Белый–Сёяха–Новый Порт–Салехард, составил 3417 километров водного пути и был пройден за 24 дня.
Яхты прошли через Белое, Баренцево, Печорское, Карское моря и Обскую губу.
Военно-патриотическая миссия похода, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне заключалась в том, что по пути следования яхт в координатных точках гибели кораблей в Арктике на воду были спущены траурные венки.
Однако парусная экспедиция преследовала и другие цели. Прежде всего это популяризация новых направлений освоения Арктики и Заполярья кроме добычи углеводородов – такие как межрегиональное деловое сотрудничество в развитии социальной и бизнес-инфраструктуры, организации логистических центров, глобальные задачи экологического возрождения северных земель, исследования культурно-исторического наследия покорения российского Севера и Сибири, сохранения традиционных промыслов и быта, этнической самобытности коренных народов.
По замыслу организаторов экспедиции — Российского центра освоения Арктики, ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» — этому может и должен способствовать экспедиционный туризм, в том числе, арктические яхтенные походы и парусные регаты, географические экспедиции маломерного флота по культурно-историческим маршрутам, которых может быть богатейшее множество. Основа этому – пять столетий покорения северных земель и Сибири, начатых с основания Пустозёрска, Обдорска и Мангазеи, открытия Ямальского волока и Северного морского пути, продолженных в советский период установкой арктических маяков и полярных метеостанций, возникновением таких поселений как Диксон, Нарьян-Мар и Новый Порт, и в наше время – строительством портов Мыс Каменный и Харасавей, и, наконец, нефтедобывающей морской стационарной платформы «Приразломная».
А возможность освоения Арктики под парусом и развития северного яхтенного туризма доказывают эта экспедиция и походы, совершённые ранее. На счету только Омского яхтклуба уже несколько маршрутов с выходом в арктические моря, среди которых походы из Омска на Диксон и Соловецкие острова.
Так считает Глеб Плетнёв, директор по развитию ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области», инициатор строительства действующего прототипа поморского коча в Архангельске.
Но яхтинг по российской Арктике пока ещё в корне отличается от парусных круизов по южным морям и даже европейскому побережью морей Северного ледовитого океана. Мелководная прибрежная зона без глубоких бухт, и, как следствие, многодневные переходы до 300 и более километров без возможности укрыться от непогоды. Всё это требует тщательной навигационной подготовки, метеорологической, логистической поддержки маршрутов, высокой квалификации экипажей яхт, наличие технических средств: навигации и эхолокации, спутниковой связи, морской автоматической идентификационной системы (АИС). А также необходимо согласование движения с пограничными службами. Все эти трудности ставят под сомнение перспективы яхтенного туризма в акватории российских арктических морей.
Вот мнение одного из участников экспедиции, яхтсмена и медиа-волонтёра РГО Игоря Сички:
«…На подходе к Нарьян-Мару к нам на борт поднялись пограничники. Проверили судовые документы, паспорта членов экипажа. Наблюдая за работой пограничников, я окончательно утвердился в мысли, что все разговоры о развитии здесь яхтенного туризма — сугубо досужие. Ну нет условий здесь для этого. Хозяйничают в этих водах военные и нефтяники, газовики. Ну и немножко рыбаки. Остальным тут места пока нет. Во-первых, природные условия. И суровый климат — это как раз меньшее из зол. Структура береговой линии от Архангельска до самого Карского моря здесь такова, что любой серьёзной лодке к берегу практически нигде не подойти. По всему побережью многокилометровое мелководье. Максимум что можно сделать — встать на якоре в нескольких километрах от берега и добраться до него на надувной лодке.
Но тут вас будут поджидать два «сюрприза». Первый состоит в том, что берега эти абсолютно дикие и необитаемые. Одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять: тут не то что запасы пополнить, тут и человека живого не встретите. Во-вторых, пограничники здесь бдительны, а правила чрезвычайно суровы. Вас не выпустят из порта, если на вашей яхте не установлен специальный передатчик, позволяющий погранслужбе отслеживать по спутнику все ваши перемещения. Далее. Любой выход за пределы 12-мильной зоны является пересечением границы, о чём вы обязаны заранее уведомить погранслужбу. А пересекать границу придётся не раз. Просто для того, чтобы спрямить маршрут вдоль берега. Связаться с погранслужбой можно только по спутниковому телефону. Другой связи тут нет. И наконец — любой выход на берег без прохождения пограничных процедур является нарушением госграницы. Со всеми вытекающими. То есть, как только вы вышли из 12-мильной зоны, выход на берег для вас закрыт. Ибо ближайшие пункты пограничного контроля — в Нарьян-Маре и на Новой Земле. Либо предварительно нужно оформить специальное разрешение в Мурманске. Говорят, это возможно. В общем, выходя из Архангельска, вы должны быть готовы к 600–700-мильному офшору (плаванию в открытом море). Если вас не смущает всё вышесказанное, то, как говорится, милости просим на курорты Баренцева моря!»
И всё же, если допустить, что законы о государственной границе дадут «зелёный свет» развитию яхтинга в России (и в первую очередь на южных морях), а яхтсмены валом ринуться за полярный круг? В дальнейшем понадобится развитие прибрежной и береговой инфраструктуры – наличие латеральных знаков, элементарных мест стоянки маломерных судов, заправки их топливом и водой. В перспективе необходимо строительство марин с возможностью подъема яхт и маломерных судов на берег, их ремонта и зимовок.
Впрочем, уже сегодня такое могли бы себе позволить Нарьян-Мар и особенно Салехард, который фактически является воротами судоходства из обь-иртышского бассейна в северные моря. Яхтенный маршрут, например, от Архангельска до Омска в один конец занимает два месяца – всё короткое арктическое лето, свободное ото льдов. Наличие на середине этого пути – в Салехарде – стоянки для маломерных судов дало бы возможность за один сезон совершать парусные экспедиции, спортивные регаты по арктическим морям. А сам Салехард мог бы стать центром парусного туризма и парусно-гребных видов спорта в Сибири и Заполярье. Создание здесь яхтенного клуба дало бы толчок для развития малого бизнеса, основанного на обслуживании яхт и других маломерных судов. И это вполне реально хотя бы для развития речного яхтенного туризма.
Яхтенный туризм в Арктике вряд ли в ближайшие годы сможет стать массовым. Его можно назвать экстремальным, трудным и не предсказуемым. И он не для тех, кто ищет «релакса», как в тёплых морях и портовых городах средиземноморья. Здесь нет фантастических пейзажей и рыбалки, как в норвежских фьордах. Но он возможно для тех, кто стремится испытать на прочность и преодолеть себя, кого преследует жажда открытий – в истории, в культуре, в географии, в людях Заполярья. В этом уже смогли убедиться участники арктической парусной экспедиции Архангельск – Омск.
А что вы думаете о перспективах развития северного яхтенного туризма? Пишите в комментариях, оцените статью, подписывайтесь на мой канал.
Источник полной версии видео: группа ВКонтакте «Поморский Коч».
Об экспедиции и по теме статьи читайте на сайте РГО:
«Возможен ли северный яхтенный туризм».