Найти в Дзене
О Москве нескучно

Москва 1940-х в фотографиях: как жили до, во время и после Великой Отечественной войны

Оглавление

Центральное событие десятилетия - Великая Отечественная война. Давайте сегодня посмотрим, как жили москвичи накануне боевых действий, в годы, когда война была в самом разгаре, а также как они встречали Победу. #фотографии москвы очень трогательные. Однако 1940-е годы не только военные. В городе строилось метро, начали возведение Сталинских высоток. А ещё - отмечали 800-летний юбилей столицы. Как это было, смотрите и читайте далее.

1940 год: Ломоносов

Последний год мирной жизни для москвичей и всего #СССР не был богат на события. Как будто все неосознанно предчувствовали что-то плохое. Вторая Мировая война была в разгаре. И высшее советское руководство готовилось в неё вступить. Однако простые люди о планах ничего не знали. В этот год отмечалось 175-летие со дня смерти выдающегося учёного М.В. Ломоносова. В честь такой даты Московскому Университету (МГУ) официально присвоили имя Михаила Васильевича.

Праздничное оформление внутри учебного корпуса МГУ на Моховой улице, 1940.
Праздничное оформление внутри учебного корпуса МГУ на Моховой улице, 1940.

Произошло это 7 мая. Тогда Главного Здания не существовало, а все учебные корпуса располагались в районе Моховой улицы. Указ о присвоении университету нового названия издал Президиум Верховного Совета СССР. И немного о погоде. Зимой того же года были зафиксированы температурные рекорды, которые держатся до сих пор. С 16 по 18 января градусник показывал до - 42. Даже представить трудно.

1941 год: Самое тяжёлое время

Для москвичей утром 22 июня мало что изменилось. Была лишь обеспокоенность от того, что началась Великая Отечественная война. Однако уже через три дня в городе ввели военное положение. Жители столицы были обязаны сдать все радиоприёмники или другие подобные устройства, чтобы не допустить немецкой пропаганды. В Москве установили комендантский час. Все увеселительные заведения (театры, рестораны и др.) закрывались в 22:45. С этого времени и до 4 утра передвижение по городу без специального пропуска было запрещено.

Несмотря на это жизнь не планировала останавливаться. 2 июля вступил в строй новый аэропорт столицы - "Внуково". Воздушная гавань сыграла большую роль для успеха в годы войны. По её завершении именно сюда доставили Красное Знамя Победы из Германии. Но всё это было позже.

А пока, чтобы хоть как-то защититься от авианалётов немецкой армии, город решили замаскировать. В первую очередь "преобразили" Кремль. Золотые купола храмов задекорировали, кресты убрали, рубиновые звёзды на башнях сначала погасили, потом закрыли деревянными щитами. Все важные сооружения старались делать внешне похожими на обычные жилые дома, чтобы дезориентировать противника.

Вечером 21 июля на Москву совершили первый авианалёт. Он продолжался и на протяжении нескольких часов уже 22 июля. Одна из бомб угодила в перекрытия тоннеля между станциями "Арбатская" и "Смоленская" Филёвской линии.

С 15 по 17 октября продолжалась так называемая "Московская паника". Вышло постановление об эвакуации органов государственной власти из столицы, так как враг был слишком близко к городу. Люди настолько испугались, что Москва вот-вот сдастся немцам, что в панике пытались срочно покинуть город, прихватив с собой всё, что плохо лежало. Прекратить вакханалию удалось только 18 октября, когда местные органы власти как-то пришли в чувство. А уже в декабре стало понятно, что солдаты Красной Армии сдержали наступления на Москву. А значит оснований сдаваться нет.

1942 год: жизнь продолжается

10 октября Малый театр открыл сезон пьесой "Отечественная война 1812 года" по роману Л.Н. Толстого "Война и Мир". Незадолго до этого труппа театра возвратилась в столицу после эвакуации. Годом ранее коллектив отправили на безопасное расстояние от Москвы в Челябинск.

Станция "Маяковская" во время воздушной тревоги, 1942.
Станция "Маяковская" во время воздушной тревоги, 1942.

Повысить настроение можно было даже в метро. Там по вечерам с помощью проектора показывали советские фильмы тем, кто пережидал авианалёты. Несмотря на то, что солдаты Красной Армии перешли в контрнаступление под Москвой, опасность бомбардировок с воздуха сохранялась. Поэтому женщины с детьми в это время укрывались на станциях метро глубокого заложения. В январе 1942 года на "Белорусской" и "Маяковской" как раз и включали фильмы, чтобы было не так страшно и грустно.

1943 год: героическое метро

#московское метро подарило жителям столицы несколько новых станций: "Новокузнецкая", "Павелецкая" и "Автозаводская". Проектировали их ещё до Великой Отечественной, однако война внесла свои коррективы. Работы пришлось останавливать. Возобновить их смогли только в мае 1942 года. Поэтому облик станций несколько изменился. "Павелецкую" не смогли построить такой, какой хотели, так как часть материалов производили в Донбасе, оккупированной на тот момент территории. Платформа должна была быть похожа на "Маяковскую".

Панно, которые предназначались для "Павелецкой" перекочевали на "Новокузнецкую". Интересно, что в январе открылась только "Автозаводская", то есть следующей остановкой после "Театральной" была именно эта станция. "Новокузнецкую" и "Павелецкую" ввели в строй только в ноябре, потому что возникли проблемы с производством и установкой эскалаторов.

1944 год: на такое собрались посмотреть все

18 января открылся новый участок Арбатско-Покровской линии Московского метро от "Бауманской" до "Партизанской" (я буду называть их так, как они именуются сейчас для удобства: это относится ко всем наименованиям в статье). Их также начали проектировать ещё до войны. Во время бомбёжек недостроенные платформы использовали в качестве убежища для москвичей. А именно - "Бауманскую" и "Электрозаводскую".

17 июля по Москве прошёл конвой пленных немцев. Всего в колонне было 57 тысяч человек. Их провели через Ленинградское шоссе и центральные улицы города. На Крымском мосту событие вызвало небывалый ажиотаж. Кто был помоложе, залезали прямо на опоры моста, чтобы посмотреть на это зрелище.

1945 год: Победа и возвращение домой

Наконец-то война для простых людей закончилась. Конечно, боевые действия продолжались до начала сентября. Однако главный враг, Германия, был повержен. Голос Левитана объявил по радио о капитуляции врага ночью в 2ч 10 мин. Конечно же, люди не могли уснуть после такого радостного известия. Все начали выходить на улицы, чтобы разделить свою радость с другими.

Уже днём по всему городу прошли массовые гуляния. Москвичи были так счастливы, что даже не заметили холодной майской погоды. Их воспоминания свидетельствуют о жарком солнечном дне. Хотя метеосводки зафиксировали температуру всего лишь в +8 градусов. Интересно, что непосредственно 9 мая никакого парада не было. Его провели только 24 июня.

Парад Победы 24 июня 1945.
Парад Победы 24 июня 1945.

А уже 5 июля на Белорусский вокзал прибыл первый эшелон с демобилизованными солдатами, который встречали родственники и друзья. Поезд с воинами непосредственно из Берлина прибыл на платформу Белорусского вокзала 21 июля.

1946 год: Кремлёвские башни засияли, как раньше

В Московском метро появился один из самых длинных, а также неудобных переходов. Коридор соединил станции "Площадь Революции" и "Театральную". Сооружение вышло таким неудобным для пассажиров, что многие предпочитают переходить через верх. То есть подниматься на выход, а потом снова спускаться по эскалатору, который находится рядом, на нужную станцию.

Переход между станциями "Площадь Революции" и "Театральная", 1946-1947.
Переход между станциями "Площадь Революции" и "Театральная", 1946-1947.

Также в этом году над Кремлёвскими башнями снова засияли рубиновые звёзды. На время Великой Отечественной войны их погасили и спрятали с помощью деревянных щитов. Всё это не прошло бесследно. Украшениям требовалась реконструкция. Её закончили в 1946 году. После этого москвичи вновь могли наслаждаться красными звёздами на башнях Кремля.

Вид на Спасскую башню Кремля с Большого Москворецкого моста, 1946.
Вид на Спасскую башню Кремля с Большого Москворецкого моста, 1946.

1947 год: Высотки на 800-летие

7 сентября #Москва отмечала один из самых масштабных праздников 1940-х. Городу исполнилось 800 лет. В честь этого события столицу ярко украсили, дополнив разные гирлянды и плакаты изображениями И.В. Сталина. Часто даже в полный рост.

В тот же день состоялась торжественная закладка будущих Сталинских высоток. Изначально их планировалось восемь, но в итоге построили только семь (здание в Зарядье так и не появилось). Сегодня они являются визитными карточками столицы, а также входят в список самых известных архитектурных достопримечательностей Москвы.

Памятная табличка о сооружении высотки в Зарядье, 1947.
Памятная табличка о сооружении высотки в Зарядье, 1947.

1948 год: пускай шумно, зато комфортно

На Московские улицы в начале марта вышли около ста автобусов послевоенного образца. Курсировать они начали ещё в 1947, но в единичных экземплярах. Теперь модель ЗИС-154 стала массовой. Её изготовили на заводе, который сегодня больше известен, как ЗИЛ. Пассажирам новинка понравилась: внутри было много места по сравнению с довоенными автобусами, сама машина двигалась плавно. В восторге были и водители. Система управления стала намного проще - направление движения переключалось с помощью небольшого рычага.

Автобус ЗИС-154 напротив здания Моссовета, правда фото 1947 года.
Автобус ЗИС-154 напротив здания Моссовета, правда фото 1947 года.

Конечно, существовали и недостатки. Например, автобус очень шумно трогался с места. К тому же, медленно набирал скорость. Однако по сравнению с довоенными экземплярами уровень технического прогресса и комфорта был несравнимо выше. В 1948 году новые автобусы можно было встретить на четырёх городских маршрутах.

1949 год: прообраз массовой застройки

В Москве появился первый квартал массовой жилой застройки. Расположились здания на Новопесчаной улице. Дома высотой от 4 до 6 этажей начали строить годом ранее. Всего квартал состоял из 14 корпусов. Работы выполнили очень быстро. Например, для возведения 5-этажного здания требовалось всего лишь 120 дней.

Это стало возможным, потому что все детали вплоть до украшений фасада делали на заводе. Поэтому строителям оставалось только собрать конструкции. В домах преобладали трёх- или четырёхкомнатные квартиры. Через два года в эксплуатацию ввели вторую очередь квартала. В общей сложности строительство домов в районе Песчаных улиц продолжалось практически до 1960-х годов.

Такими для Москвы были #1940-е . Временами невыносимо сложными, иногда счастливыми и радостными. Если вам интересна #история других десятилетий, то вот вам ссылки на эти статьи.

Москва 1930-х в фотографиях: самые интересные события

Москва 1950-х в фотографиях: самые интересные события

Москва 1980-х в фотографиях: ностальгия по былому

Москва 1990-х в фотографиях: вспоминаем самые важные события

Путешествие в Москву 2000-х: парковки в три ряда, вездесущая реклама и печальные события

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!