Ювелирное дело зародилось в глубокой древности. С давних времён люди носили украшения, которые не только украшали своего владельца, но и защищали его в виде различных оберегов и талисманов.
Сегодня мои поиски красивых украшений завели меня на Восток, а если быть точнее, в Узбекистан. Это пришлось очень кстати, так как я обещала сделать публикацию по украшениям Бухары. Надеюсь, вы не будете против, если в подборке будут украшения и других городов Узбекистана.
Ювелирное искусство передается мастерами Узбекистана из поколения в поколение уже не одну тысячу лет. Самые ранние украшение, найденные в Узбекистане, относятся к 12 веку. Подлинный расцвет ювелирного искусства этой страны пришёлся на 19-й век, а также на начало 20-го века. Украшения, мастерски изготовленные ювелирами Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента, Ферганской долины, интересовали людей на Востоке и Западе. Высоко ценились изделия мастеров Бухары и Ташкента за интересные формы, богатство отделки и проработанность мелких деталей.
Мастера Узбекистана для создания ювелирных украшений предпочитали серебро, но бухарские мастера большую часть своих изделий традиционно выполняли из золота. Этому есть объяснение - Бухара располагается в долине золотоносной реки Зарафшан, где с древних времен добывался этот ценный металл.
Именно Бухара была одним из центров ювелирного искусства. Бухарские ювелирные украшения XIX века выделяются лаконичностью своих форм, а также округлыми или нарочито смягченными углами, крупными деталями, яркими и контрастными цветами.
Бухарские ювелиры работали в технике литья, ковки, зерни, ажурной и накладной филиграни, гравировки, черни, инкрустировали свои изделия драгоценными и полудрагоценными камнями. Техника золочения в то время являлась основной, так как в обществе 19-го века существовало негативное отношение к ношению золота.
С начала XX века в Ташкенте ювелиры стали меньше работать с серебром, предпочитая ему низкопробное золото. С этого времени на ташкентских мастеров значительное влияние оказали русские и татарские формы украшений, которые в немало количестве привозили из России. Последствием этого стало ухудшение художественного качества местного ювелирного искусства.
В 1950-70 годах центрами ювелирного ремесла были такие города как: Ташкент,
Бухара, Самарканд, Коканд, Хива. Ассортимент ювелирных изделий остался практически неизменным, все так же изготавливали серьги, кольца, браслеты, ожерелья. Сохранились традиционные ювелирные техники: филигрань, чернь, чеканка, зернь, гравировка, штамповка. Сохранились многообразные формы украшений, которые изготавливались ранее.
Современные мастера Узбекистана не забыли искусство своих предков. Многие современные ювелиры продолжают дело своих отцов и дедов. В основном делают украшения из серебра, используя современную и традиционную техники, переданную из поколения в поколение.
От себя хочу добавить, что бухарские украшения - это самое настоящее искусство. Все эти переплетения серебряной проволоки просто завораживают. Можно часами стоять у стенда и любоваться.
На этом у меня всё, до новых встреч!