Найти тему

Русь древнейшая. Часть 5. Варяги и русь

Оглавление

Художественно-историческое повествование

Окончание. Начало здесь: https://zen.me/UBuid

Место действия — Южное побережье Балтийского моря (современные Германия, Польша, Прибалтика)

Время действия — VIII–IX вв.

Мыс на о. Рюген с остатками сохранившихся укреплений города Аркона
Мыс на о. Рюген с остатками сохранившихся укреплений города Аркона

"Славяния — это очень обширная область Германии… Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные — вагры… Три острова должны быть выделены среди тех островов, которые лежат обращенными к славянской земле… Второй остров расположен напротив вильцев: им владеют руяне, очень храброе славянское племя". Из сочинения Адама Бременского "Деяния священников Гамбургской церкви" (XI в.)

"На острове том живали люди идолопоклонники, рены (раны) или рутены имянуемые, люты, жестоки к бою… Язык у них был словенский да виндалской (венетский)". Из сочинения Герарда Меркатора "Космография" (XVI в.)

***

К VIII веку многочисленные славянские племена заселили южные берега Балтийского моря (современные Германия и Польша) и стали здесь основным населением. Как и в других местах своего расселения, славяне достаточно быстро и мирно ассимилировали иные народы, которые жили здесь с давних пор и изначально не были славянами. А это значит, что эти народы стали говорить на славянском языке, переняли некоторые славянские обычаи, начали верить в славянских богов. Но и славяне перенимали многие обычаи и верования у других народов.

Прибалтийские руги и родственный им народ вагров тоже постепенно перешли со своего родного на славянский язык. И в скором времени ругов стали называть русами, руйянами или рутенами. А их остров Рюген начал зваться Руйеном, Руденом или Руссией.

Земли вагров, расположенные на Ютландском полуострове, по-прежнему назывались Вагрией. Но столичный город Вагрии именовали уже на славянский манер — Старгородом. А сами вагры превратились в варинов или варягов.

Общую историческую судьбу русов-рутенов, варинов-варягов и балтийских славян укрепляло еще и то, что в конце VIII века на их земли надвинулись франки. Король франков Карл Великий (1) объединил под своей властью чуть ли не всю Западную Европу. Стремился он подчинить и прибалтийские народы. Славяне, русы и варины-варяги как могли противостояли нашествию франков. Однако это удавалось не всегда…

***

На море стоял полный штиль. Поэтому весь путь от Старгорода до острова Руйен корабли варягов шли на веслах. Воины — по два человека за каждым веслом — мерно гребли под заунывный, но ритмичный бой барабана. А чтобы не скучать, они заводили песни. И тогда морскую гладь оглашали сотни хриплых и низких голосов:

Любо мне видеть щиты,

Ярко-алые и лазурные.

Любо мне копья ломать,

Разбивать вороненые шлемы.

Нравится мне, когда князь

Бросается первым на приступ,

И громким криком "Вперед!"

Вселяет в нас доблесть и храбрость.

Я ликую, когда на коне

Врываюсь в захваченный город.

Пусть станут богатыми все,

Кто мечом добывает удачу!

А на мачтах сидели чайки и, не обращая внимание на варяжские песни, перекрикивались между собой. И казалось, что чайки не боятся этих людей потому, что давно уже привыкли и к варяжским кораблям, и к самим варягам. Ибо не только всему окрестному миру, но и чайкам известно: варяги — это "морские люди" (2), хозяева моря. Недаром и само море прозывали Варяжским.

Варяжский князь Веремуд (3), опершись о высокий борт, стоял на корме первого из кораблей. Когда он выходил в море, его настроение, обычно, сразу же улучшалось. Однако нынче он хмурится и даже милый его сердцу морской ветер не может остудить тревоги.

Несколько лет плечом к плечу стояли вагры-варяги и славяне-ободриты (4) против наступления франков. Но недавно ободритский князь Драговит заключил мир с королем франков Карлом (5). И Карл потребовал, чтобы вагры-варяги и ободриты, под его началом, пошли воевать за тридевять земель — против аваров. Кое-кому из соплеменников Веремуда это понравилось — им бы лишь мечом помахать. Но вот самому Веремуду и его воинам приказ франкского короля был совсем не по душе.

"Глупцы, — восклицал Веремуд про себя, — сегодня они подчинились Карлу, а завтра Карл подчинит себе всю Вагрию! Вон, в Старгород уже приезжали его послы и привезли нам целый список законов, которые мы должны исполнять" (6).

А вслух князь сказал:

— Не бывать этому! Найдем мы себе новые земли! И сами там будем властвовать!

Вот и шла теперь дружина Веремуда на поиск новых свободных земель. А по дороге решил Веремуд зайти на остров Руйен и попросить помощи у короля русов Траннона (7). Варяжский князь надеялся, что Траннон отпустит русов вместе с ним в поход.

И еще одно желание хотел исполнить Веремуд. На Руйене находился главный храм бога Свентовита (8), которому поклонялись все племена, жившие на побережье Варяжского моря. А верховные жрецы Свентовита считались великими прорицателями. И Веремуд не мог отправиться в дальний путь, не узнав своей судьбы (9). Поэтому, едва причалив к берегам Руйена, варяги сразу же отправились на север — в столицу страны русов Аркону.

Аркона лежит на вершине высокой скалы над морем, поэтому с севера, востока и юга город огражден природной защитой. Зато с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей.

Посреди города — открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, окруженный двойной оградой. Внешняя ограда — это толстая деревянная стена с красной кровлей. Внутренняя состоит из четырех столбов, между которыми повешены ковры, достигающие земли. И только один вход имеется в этих оградах.

Наружные стены храма блистают искусно сделанными и раскрашенными барельефами фигур различных богов. А внутри него — большой идол, превосходящий человеческий рост. Это бог Свентовит. У него — четыре головы на четырех шеях. Две шеи выходят из груди, а другие две — из спины. Но головы, сидящие на них, смотрят на разные стороны света. Волосы и борода идола подстрижены коротко, в соответствии с обычаями русов.

В правой руке Свентовит держит рог, а левая опирается в бок идола. В небольшом отдалении видны были узда и седло. Но более всего воображение поражал меч огромной величины. Ножны и рукоять меча, помимо красивых резных форм, отличались серебряной отделкой. А вокруг — сундуки, заполненные золотом, драгоценностями и пурпурными одеяниями. У стен стояли красные полотнища — божественные знамена, без которых русы не ходили в бой. Ибо верили русы — когда знамена несут впереди войска, сам Свентовит ведет их к победе.

Возле идола Свентовита, преклонив колени, стояли Веремуд и Траннон. Они принесли Свентовиту богатые дары и просили его о помощи в новом походе.

— Бог Свентовит услышал вас! — раздался голос верховного жреца, который стоял за их спинами. — А теперь идите — я буду узнавать судьбу.

Веремуд повиновался жрецу. Но и Траннон не возразил против такого приказного тона. Таков был обычай русов — даже король беспрекословно повиновался верховному жрецу и был обязан исполнять все его указания.

Они вышли из храма и присоединились к воинам, которые стояли на площади. Пока они ждали, чем закончится гадание, Веремуд спросил короля русов:

— Может быть, ты все-таки решишься присоединиться к нам?

— Нет, Веремуд, на моем острове франки мне не столь страшны, как вам, варягам. Достаточно будет и того, что триста русских воинов отправляются с тобой.

В это время из храма вышел верховный жрец и все, затаив дыхание, ожидали его слов. Он обвел площадь грозным взглядом и сказал:

— Я могу обрадовать вас! Святой белый конь Свентовита даровал нам доброе предзнаменование! Когда я подвел его к трем рядам копий, он ступил вперед с правой ноги! Бог Свентовит обещает вам, воины варягов и русов, удачу в походе!

Радостные крики огласили площадь и вслед им раздались звонкие удары мечей о щиты — так воины приветствовали добрую весть.

А улыбающийся Веремуд сказал королю Траннону:

— Значит не зря, отплывая из Старгорода, моя дружина принесла жертву богу Проне, которого вы, русы, зовете Перуном.

Траннон подмигнул в ответ:

— Знаешь, я и сам до твоего приезда ездил поклониться Перуну. И верю, что Перун и Свентовит не оставят твои корабли в грядущих сражениях.

На следующий день варяго-русская дружина вышла в море и отправилась на восток — искать новые земли. Попутный ветер сразу же раздул паруса кораблей и они, легкие на ход, понеслись по морским волнам. А воины весело говорили между собой:

— Это Свентовит задувает нам в спину! Ждет нас удача!

В такие часы, когда не нужно было сидеть за веслами, любили воины потешить себя рассказами о старых временах. Вот и сейчас на княжеском корабле сгрудились они возле рассказчика, чтобы послушать давнюю легенду:

— Было это в те времена, когда умер уже проклятый король Тидрек, которого сами готы звали Теодорихом. В стране русов правил могущественный король Гертнид. Женой его была Остация, искусная в чародействе и колдовстве. И напал на страну Гертнида готский король Изунг Сильный. Сошлись русы и готы в жестокой битве. И гибли русы один за одним под мечами свирепых готов. Тогда королева Остация вышла и наворожила разных зверей — львов, медведей и больших летучих драконов. И напустила свое воинство на готов. Драконы летают над готами и поражают их когтями, львы дерутся и кусают, а медведи рвут их в клочья. А один дракон, самый страшный, бросается сверху на короля Изунга, хватает и проглатывает его. Другой дракон накинулся на сына Изунга, пронзил его панцирь когтями и вырвал сердце. И так были убиты все готы.

Варяги переглядываются между собой и согласно кивают головами — могло, могло быть такое! Русы и посейчас известны тем, что им подчиняются колдовские силы, ибо близки они к богам!

И вдруг с носа корабля раздался крик:

— Даны! Даны!

В один миг схватились воины за оружие и приготовились к бою. Даны (10) — вечные соперники варягов на море. Так что битва предстояла нешуточная.

Веремуд, уже одевший доспехи и шлем, разглядывал корабли данов. Данов было гораздо больше, чем варягов и русов и Веремуд понял, что в открытом бою их не победить. Но он заметил, что корабли данов имели глубокую осадку. Видимо, они были нагружены награбленным добром. И тут же у него сложился план сражения.

Веремуд подозвал одного из воинов:

— Передай на другие корабли — плотным строем мы отходим вон к тому островку. Помнишь, рядом с островом должна быть большая отмель? Там-то мы и поймаем данов в ловушку.

Повинуясь приказу, русы начали свое ложное бегство. Обрадованные даны кинулись в погоню.

Веремуд пристально вглядывался в воду, чтобы не пропустить отмель. Наконец, впереди под голубой гладью забелело дно.

— Расходимся! — закричал Веремуд и варяго-русские корабли бросились врассыпную. А вот даны не смогли совершить быстрый маневр и их тяжело груженые суда со всего маха влетели на мель. Тут-то на них и набросилась варяго-русская дружина, развернув над своими кораблями красные знамена Свентовита.

С обеих сторон данам грозила гибель — они гибли и от кораблекрушений, и от варяго-русских мечей. И было неясно, искать ли им спасения, бросаясь вплавь, или же защищать себя с оружием в руках. Такой поворот судьбы вынудил их прекратить борьбу в самом начале сражения. И лишь немногие уцелевшие корабли данов спаслись бегством. Остальные их корабли затонули, увлекая за собой в морскую пучину тех, кто избежал смерти от меча.

— Хвала Свентовиту! Хвала Перуну! — закричали довольные победой варяги и русы, потрясая знаменами.

А Веремуд поднял над головой окровавленный меч и сказал:

— Победа над данами — это еще один божественный знак! Нам покорятся новые земли!

Через две недели они достигли устья неизвестной им реки. Местные жители называли ее Нево. А немного южнее лежало озеро Ильмень, возле которого жили… славянские племена! Они называли себя словенами. Словене достойно приняли нежданных гостей, с которыми они говорили на одном языке, и согласились платить дань варягам и руси.

На обратном пути в паруса варяго-русских кораблей снова дул попутный ветер. Веремуд оглянулся, провожая взглядом удаляющиеся берега. И не было больше тревоги в его сердце, ведь он возвращался домой с великой вестью — Свентовит и Перун даровали варягам и руси бескрайние и богатейшие земли.

***

…В начале IX века славяне, славяноязычные варяги и русы, вытесняемые из своих родных земель франками, начали переселяться на восток по побережью Балтийского моря. При этом в общий поток переселенцев вливались и те русы-руги, которые жили не на острове Рюген, а и в других районах Балтийского побережья. И, как сообщает "Повесть временных лет", уже в середине IX в. (в 859 г.) славянские племена кривичей и словен, а также неславянские народы чудь, меря и весь платили дань "варягам из заморья".

Общая беда еще более сблизила и без того родственные народы варинов-варягов и русов-рутенов. Поэтому через какое-то время на русов-рутенов распространяется общее название "варяги" и, наоборот, варинов-варягов нередко начали называть "русами". И нам они более всего известны как варяги-русь — так их называет "Повесть временных лет".

А вот судьба варинов-варягов и русов-рутенов, оставшихся в своих исконных прибалтийских землях, оказалась трагичной. Несколько столетий, вместе с балтийскими славянами они противостояли вторжениям западноевропейских государств — Дании, Германии и других. Борьба шла с переменным успехом, но к XIII веку самобытный мир балтийских славян, русов и варинов-варягов все-таки был уничтожен.

А в XIV веке, в 1308 году, остров Рюген-Руйен подвергся страшному землетрясению, в результате которого немалая его часть ушла под воду. Судя по всему, после землетрясения значительная часть жителей острова ушла в поисках иных мест. Во всяком случае, славянская речь здесь скоро исчезает: последняя славянка, по фамилии Голицына, знавшая славянский язык, умерла в 1402 году.

Но русский народ сохранил память о своих далеких предках: ведь сказочный остров Буян — это и есть тот самый остров Руйен-Рюген…

Примечания:

1. Карл Великий (742–814) — франкский король с 768 г., император с 800 г. Создатель огромной империи, объединивший почти всю Западную Европу. Победитель аваров, лангобардов, саксов.

2. Варины-варяги — буквально: люди, живущие у моря, у воды. Слово "вар" — одно из древнейших обозначений воды в индоевропейских языках.

3. Веремуд (Веремунд) — имя, известное едва ли ни всем прибалтийским племенам. Возможно, имеет кельтское происхождение. Имя известно по "Повести временных лет".

4. Ободриты — крупное славянское племя, в VI в. поселились у берегов Балтики, а к VIII в. жили уже на территории от р. Одер до р. Эльбы. В VIII в. подчинили себе многие соседние славянские и неславянские племена. Столица ободритов — город Велиград (Рерик).

5. Перемирие между ободритами и франками — франкские хроники сообщают, что в 789 г. ободриты подчинились Карлу Великому, а в 90-х гг. VIII века участвовали в его походе на аваров. При этом в войско ободритов входили и отряды вагров-варинов.

6. Законы Карла Великого для варинов-варягов — в конце VIII — начале IX вв. Вагрия (земли варинов-варягов) вошла в состав Франкского государства и для ее обитателей были написаны законы — "Правда англов и веринов".

7. Траннон — уникальное имя короля прибалтийских русов-рутенов в VII–IX вв., известное по "Датской истории" Саксона Грамматика.

8. Свентовит — "бог богов" в западнославянском язычестве. Изначально связан и с русским Перуном, и со славянским Сварогом, т. к. исполнял их функции — военного бога и главного бога. Руги-русы с острова Рюгена считались наиболее приближенными к Свентовиту.

9. Угадывать судьбу — варяги и русы верили, что судьба человека изначально предопределена высшими силами. Поэтому ее можно узнать только с помощью гаданий. Интересно, что славяне больше верили в судьбу-фортуну, когда будущее человека определяется его собственным поведением.

10. Даны — скандинавское племя, в VII–IX вв. постоянные соперники варягов и русов-рутенов на Балтийском море. В XIII в. им удалось завоевать остров Рюген.

Автор: Сергей Перевезенцев

Начало здесь: https://zen.me/UBuid

Продолжение. Часть 2: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbe2982125f2f00b346cc9c/rus-drevneishaia-chast-2-rugiland-608a5ce6d66dff63dbf12cd2

Продолжение. Часть 3: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbe2982125f2f00b346cc9c/rus-drevneishaia-chast-3-rugi-na-rimskom-prestole-608c740bff6459162fff3611

Продолжение. Часть 4. https://zen.yandex.ru/media/id/5cbe2982125f2f00b346cc9c/rus-drevneishaia-chast-4-rus-i-slaviane-608fc20ffe106d5922fddf86