Найти тему
Репетитор Логопед

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.

Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

Использована методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой

Включает в себя:

Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:

Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.

Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.

Серия 4 – Исследование связной речи.

Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальным оценками в тридцать баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно ста двадцати. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.

IV уровень - 100-80%;

III уровень - 79,9-65%;

II уровень - 64,9-45%;

I уровень - 44,95% и ниже.

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.

1) Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение:

ба-па-па-ба

са-ша-ша-са

ша-жа-ша-жа-ша-жа

ца-са-ца-са-ца-са

Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения

точного повторения добиваться не следует, так как задача обследования – измерение актуального уровня развития речи.

Оценка:

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па); 0,25 балла - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2) Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

- губы в улыбке;

- язык “лопаткой” – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

- язык “иголочкой” – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

- “маятник” – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

- чередование движений губ: “улыбка” – “трубочка”.

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении три – пять секунд: последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.

Оценка:

1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 баллов – замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла – выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигураци, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.

3) Исследование звукопроизношения.

Инструкция: повторяй за мной слова:

Собака-Маска-Нос

Сено-Василек-Высь

Замок-Коза

Зима-Магазин

Цапля-Овца-Палец

Шуба-Кошка-Камыш

Жук-Ножи

Щука-Вещи-Лещ

Чайка-Очки-Ночь

Рыба-Корова-Топор

Река-Варенье-Дверь

Лампа-Молоко-Пол

Лето-Колесо-Соль

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (первая группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; вторая - шипящие Щ, Ж, Ч, Ш; третья – Л, ЛЬ; четвертая – Р,РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже; задненебные звуки Г,Х, К и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).

Оценка:

3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы;

1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

Баллы начисленные, за каждую из пяти групп, суммируются.

4) Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова: танкист, космонавт, сковорода, аквалангист,термометр.

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка:

1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова);

0 баллов невоспроизведение.

ДИАГНОСТИКА РЕЧИ 1 - 4 КЛАССОВ

https://repetitorlogoped.autoweboffice.ru/s/site16