Использована методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой
Включает в себя:
Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:
Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.
Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.
Серия 4 – Исследование связной речи.
Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальным оценками в тридцать баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно ста двадцати. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.
IV уровень - 100-80%;
III уровень - 79,9-65%;
II уровень - 64,9-45%;
I уровень - 44,95% и ниже.
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1) Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение:
ба-па-па-ба
са-ша-ша-са
ша-жа-ша-жа-ша-жа
ца-са-ца-са-ца-са
Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения
точного повторения добиваться не следует, так как задача обследования – измерение актуального уровня развития речи.
Оценка:
1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па); 0,25 балла - неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
2) Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
- губы в улыбке;
- язык “лопаткой” – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
- язык “иголочкой” – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
- “маятник” – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
- чередование движений губ: “улыбка” – “трубочка”.
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении три – пять секунд: последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;
0,5 баллов – замедленное и напряженное выполнение;
0,25 балла – выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигураци, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов – невыполнение движения.
3) Исследование звукопроизношения.
Инструкция: повторяй за мной слова:
Собака-Маска-Нос
Сено-Василек-Высь
Замок-Коза
Зима-Магазин
Цапля-Овца-Палец
Шуба-Кошка-Камыш
Жук-Ножи
Щука-Вещи-Лещ
Чайка-Очки-Ночь
Рыба-Корова-Топор
Река-Варенье-Дверь
Лампа-Молоко-Пол
Лето-Колесо-Соль
Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (первая группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; вторая - шипящие Щ, Ж, Ч, Ш; третья – Л, ЛЬ; четвертая – Р,РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже; задненебные звуки Г,Х, К и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).
Оценка:
3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;
1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы;
1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
Баллы начисленные, за каждую из пяти групп, суммируются.
4) Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова: танкист, космонавт, сковорода, аквалангист,термометр.
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка:
1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова);
0 баллов невоспроизведение.
ДИАГНОСТИКА РЕЧИ 1 - 4 КЛАССОВ
https://repetitorlogoped.autoweboffice.ru/s/site16