Кафедра Истории и Обществознания (КИО) не просто собирает наработанный опыт коллег (и не только тех, кто является активистом КИО), Кафедра активно этот материал перерабатывает, применяя его на практике. Поэтому постоянно рождаются идеи, приемы, возрождаются уже наработанные практические приемы.
✍🏻 В статье Фаины Фануровны Чепраковой представлен обобщенный анализ наработок и приемов.👇🏻
В последние годы стало тенденцией отмечать значимость изучения исторической карты и приемов работы с ней. Это вызвано, в первую очередь, низкими результатами ЕГЭ по истории, ОГЭ по истории и ВПР по истории.Поэтому учителя,репетиторы активно занимаются анализом исторических карт-схем на своих занятиях по подготовке к экзамену / контрольной работе в формате ВПР.
Такие точечные занятия, конечно приносят свои результаты: выпускники выполняют задания по исторической карте на 50-100 %.
Но, к сожалению, большинство из них в последующем просто забывают отработанные навыки и приемы. Это чревато в будущем: низкий культурный уровень и отрывочные знания, умения и навыки не делают чести будущим поколениям.
-------------------------------------------------
Как же сделать так, чтобы учащиеся получали прочные и качественные знания и умения? Как научить так, чтобы на выпуске из школы, учащиеся могли на уровне навыков использовать данные исторической карты; применять знания в практической жизни и показывать высокий культурный уровень собственного развития?
КИО не раз проводило заседания, на которых коллеги активно делились своим наработанным опытом (Локоткова Л.В., Голубева И.Ю., Чепракова Ф.Ф.).
На основе обмена приемами и способами организации работы с исторической картой, каждый брал те приемы, которые его заинтересовали. Но на этом не происходило замыкания, наоборот, следующая встреча приводила к анализу тех результатов, к которым приходили на деле используемые приемы и способы работы с исторической картой.
В итоге родился блок вебинаров, которые проводились руководителем КИО Фаиной Фануровной Чепраковой, в цикле вебинаров по подготовке к ЕГЭ.
Такие вебинары опять же были посвящены вопросам подготовки к ЕГЭ по истории.
Но успех высоких баллов на ЕГЭ / ОГЭ / ВПР и качество навыков учащихся лежит в повседневной и кропотливой работе учащихся и учителя / учащихся и репетитора с первых шагов изучения истории, т.е. с 5 класса (и можно смело сказать, что еще в начальной школе, при изучении вопросов истории).
Так с чего же начинать такую работу учителю, репетитору?
Здесь уместно вспомнить, что все учебные пособия по истории снабжены историческими картами и карто-схемами:
Как правило в тексте параграфа или в разделе «Вопросы и задания» размещаются и задания для анализа данных исторической карты:
Естественно, что такой подход в формировании методологической линии учебников дополняется и рабочими тетрадями, атласами.
Таким образом, работа с исторической картой на уроке истории является необходимым компонентом в ходе процесса обучения.
Карты в условной форме показывают
размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений
, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Для наиболее успешной работой исторической картой следует понимать, что она коренным образом отличается от географической.
Кроме того не стоит забывать, что исторические карты являются для учащихся источниками информации, которую надо суметь найти и «прочитать» на карте. Сегодня это является главным принципом использования исторической карты на уроке истории: карта – источник информации, также как и текст учебника, письменные и изобразительные источники.
Конечно, работа с исторической картой должна начинаться с самых азов, о которых можно прочитать здесь (данные рекомендации обращены в первую очередь к учащемуся, но каждый педагог может взять данные Правила за основу памятки, которую может составить для своих учеников) https://vk.com/@akademka_v-kak-rabotat-s-istoricheskoi-kartoi
Умения работать с легендой карты, понимать масштаб и условные обозначения требуют первоочередного внимания учителя. Причиной плохого понимания учащимися условных обозначений является то, что, либо ученики их не отмечают в контурных картах (этого не требуется в большинстве рабочих тетрадей), либо копируют условные знаки из атласа, не задумываясь, что они означают. Однако научить принципам чтения легенды исторической карты можно уже в V кл., а в дальнейшем учащиеся только узнают новые условные обозначения.
При этом стоит обратить внимание на тот факт, что ВПР по истории Древнего мира используют карту мира с нанесенными параллелями и меридианами. И в этой ситуации очень важно отработать и содержание самой карты (горы, реки, моря, города, острова, полуострова и т.д.).
Нередко педагоги создают свои или используют уже разработанные методистами памятки работы с исторической картой ( https://vk.com/akademka_v?w=wall-175527389_222)
Проблема «узнавания карты» учащимися требует длительной работы. Чтобы ученику понять, что за фрагмент карты предложен на экзамене, необходимо определить место этого фрагмента в пространстве и во времени. Причина затруднений учащихся проста – на уроках истории чаще всего используются тематические карты. Попытки решить эту проблему только развитием зрительной памяти у учащихся представляются тупиковым путем. Поэтому каждый педагог (учитель, репетитор) стремится обеспечить преемственность между картами. И для этого они используют методический прием от общего к частному. Прежде чем познакомить учеников с новой тематической картой, педагог предлагает своим учащимся найти и показать территорию, на которой происходят изучаемые события на общей карте. Этот прием очень эффективен, если в кабинете истории на боковой стене изображена или постоянно висит настенная физическая карта мира. Это самый удачный вариант.
В условиях активного и стремительного развития цифровых технологий каждый педагог получил возможность использовать карту мира в цифровом формате на экране. Репетиторы Академии репетиторов также активно используют в этих целях интерактивные доски. «Использование ИД MIRO дает возможность мне «накладывать» тематическую карту на физическую карту мира, выделять изучаемый пространственный объект в процессе занятия», — говорит Фаина Фануровна.
Определить ученику, к какому периоду относится предлагаемый на экзамене фрагмент карты, можно только опираясь на знание фактического материала. В качестве подсказок рекомендуется учащемуся использовать условные знаки, наличие или отсутствие каких-либо историко-географических объектов (например, городов). Здесь уже используется комплекс картографических умений.
Процесс формирования у учащихся картографических умений по нахождению историко-географического объекта и его показу на карте состоит из нескольких этапов:
— демонстрация этого умения учителем, разъяснение из каких операций оно состоит,
— а затем выполнение школьниками тренировочных упражнений для овладения этим умением.
На первых двух этапах используются демонстрационные карты. Они могут быть традиционными настенными или цифровыми – статичными и анимированными. Но для закрепления умения необходимы либо контурные карты, либо карты-тренинги.
Любой историко-географический объект на карте необходимо определять в системе с другими объектами. Так, знакомясь с новым городом, его место необходимо «связывать» в представлении учащихся с рекой, морем, другими городами. Например, не только найти на карте город Новгород, а сразу определить реку Волхов, на берегах которой он расположен, и озеро, в которое впадает эта река. От общей карты перейти к тематической. Таким образом формируется перенос умения находить расположение города на любой другой карте. Иначе ученики, чаще всего, запоминают объект зрительно и в своем подсознании фиксируют «ищи Новгород в верхнем левом углу карты». А на другой карте там его уже не найти.
Для анализа тематической карты необходимо использовать методический прием сравнения:
Очень хорошо такой вариант работает при наличии карты атласа или учебника, посвященной этим же темам.
Прием усложнения заданий и приемов работы с исторической картой от класса к классу, позволяет формировать не только знаниевый аспект, но и навыки поиска информации (например, при выполнении заданий 13-16 ЕГЭ по истории, учащиеся подменяют названия городов (Санкт-Петербург — Ленинград — Санкт-Петербург; Царицын — Сталинград — Волгоград), рек (Яик — Урал)).
Прием «наложения» на карту событий различных эпох, позволяет учащимся хорошо ориентироваться в картографическом материале и извлекать необходимую информацию для выполнения любых видов заданий.
Использование такого приема, как анализ содержания карты на основе предложенных вопросов (которые разрабатывает педагог самостоятельно) — например, покажите на карте новые районы металлургического производства в России в XVIII веке. Объясните, почему так бурно развивались именно эти районы? — создает условия аргументирования ответов, более глубокого анализа содержания исторической карты и «наложения» знаний из области география.
Еще одно типичное затруднение, которое встречается у выпускников школы в ходе итоговой аттестации – это неумение соотносить даты событий, их место, участников, итоги.
Для развития у учащихся таких
смысловых связок лучше всего использовать таблицы. Например, когда учащиеся структурируют материал в таблицу и сразу отрабатывают содержание по карте.
В заключение:
работа с историческими картами, также как и с другими источниками информации не требует отведения особого времени на уроке, отдельного от изучения фактического материала. Предлагаемые приемы позволяют органично и целенаправленно использовать историческую карту на всех этапах учебного занятия, организуя учебную деятельность учащихся через работу с исторической картой как источником изучаемого фактического материала. И как результат: высокие баллы на промежуточной и итоговой аттестации учащихся, стойкие знания и умения, которые пригодятся учащимся в жизни.
Кафедра Истории и Обществознания приглашает Вас к сотрудничеству https://vk.com/@school4teachers-varianty-uchastiya-v-zanyatiyah-kafedry-istorii-i-obschestvo