У каждого инженера-конструктора есть свои “звёздные часы” – разработки, в которых он смог наиболее полно выразить себя, своё мастерство, свои знания и опыт. Таких “удач” в жизни случается не много и далеко не каждый разработчик может этим похвастать.
Например, для Сергея Павловича Королёва, такой удачей была ракета Р-7, первая наша, советская межконтинентальная ракета. Такой ракетой был запущен первый в мире космический спутник, а с прибавлением третьей ступени она смогла вывести на орбиту и первого в мире космонавта – Юрия Гагарина (называлась уже как ракета “Восток”)
Звёздным часом академика, генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея (1914 – 1984 г.г), явился запуск в космос мощной ракеты-носителя “Протон”, которая и по сей день составляет основу российского космического транспортного парка
Ракета была разработана в 1961—1967 годах в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ имени М. В. Хруничева), являвшемся частью ОКБ-52 В. Н. Челомея
Орбитальные станции “Салют”, “Мир”, модуль “Квант”, геостационарные навигационные спутники, межпланетные станции - “Веги”, “Венеры”, “Фобосы” - все они выводятся на орбиту “Протонами”. Позже была создана и более мощная и универсальная ракета “Энергия”, но неутомимый “Протон” ещё продолжает полноценную работу по доставке космонавтов и грузов на орбиту.
Интересный факт, в который в наше время невозможно поверить: чтобы сделать “Протон” и научить его летать потребовалось целых … пять лет! Академик Авдуевский сказал:
- Если бы его стали делать сегодня, времени ушло бы неизмеримо больше…
Ракетно-ядерный паритет с США был достигнут во многом благодаря межконтинентальным ракетам, созданным под руководством Челомея. Также под его руководством были созданы станции для физических комплексных экспериментов в космосе - “Салюты”. Для исследований был создан комплект бортовой аппаратуры “Физика”, а названия экспериментов сами за себя говорят о технологической направленности: “Сфера”, “Поток”, “Кристалл”, “Диффузия”…
Он был убеждён, что космические технологии имеют большое будущее, так как дают человечеству новые материалы с уникальными свойствами, в том числе – новые лекарства от опасных болезней, новые биологические препараты…
Владимир Николаевич Челомей стремился к тому, чтобы космонавты были не только пилотами и исполнителями предписанных заданий, но и соразработчиками новой техники. Он говорил:
- Конструктор должен предусмотреть, что с его системой будет работать человек и она должна быть создана под человека. Пусть космонавты будут рядом с вами, пусть они не только смотрят, но и изучают чертежи, вникают в проектирование, предлагают, советуют. Всё слушайте, не отвергайте, вдумывайтесь в их предложения. Пусть и чертежи вместе с вами подписывают. Так они почувствуют свою долю в создании новой станции, а от этого повысится и качество испытаний и последующая работа в космосе. Все лаборатории, стенды, все тренажёры – всёдолжно быть в их распоряжении! Учите ребят, учите их ремонту, создавайте инструмент, инструкции, проводите максимально возможную унификацию крепежа, ведь в космосе не будешь возиться с сотнями болтов и гаек…
С середины 2000-х годов основной модификацией ракеты-носителя «Протон» стал «Протон-М», используемый для запуска как федеральных российских, так и коммерческих иностранных космических аппаратов
***
Утром 8 декабря 1984 года Владимир Николаевич звонил жене, говорили о детях. Он был госпитализирован с переломом ноги и, находясь в больнице, набирал книгу. Сказал, что ночь была беспокойной , но что чувствует себя хорошо и, главное, как вспоминает жена:
- Я такое придумал! Я такое придумал…
А потом тишина. Это были его последние слова.
До самого последнего часа он жил работой и, судя по всему, нашёл удачное решение очередной технической проблемы, над которой бился в последнее время. Он любил классическую музыку и даже сам мог сесть за фортепьяно и сыграть ненкоторые вещи Баха, Шуберта, Листа, Моцарта. Но главной музыкой в его жизни был ревущий аккорд ракетных двигателей.
Владимир Николаевич Челомей много сделал для блага Родины и достоин памяти доброй и долгой. А его “Протоны” до сих пор служат напоминанием о своём конструкторе.
Материал для статьи был взят из книги "Загадки звёздных островов"(составитель Ф.С.Алымов, изд. "Молодая гвардия", 1989)
Благодарю за прочтение!
С уважением, Андрей Барышев