1. Анкетные данные и изучение медико-педагогической документации.
2. Анамнез.
3. Строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата.
4. Речевая моторика.
5. Слуховая функция.
6. Состояние звукопроизношения.
7. Состояние фонематического анализа, синтеза и представлений.
8. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем).
9. Особенности словарного запаса и грамматического строя речи.
10. Особенности динамической стороны речи.
11. Состояние зрительной функции.
12. Состояние различных видов письма (списывание, письмо под диктовку, изложение и сочинение, письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с недифференцируемыми на слух звуками, с графически сходными буквами). В заключении указывается степень и вид дисграфии, его соотнесенность с состоянием устной речи.
Для диагностики, уточнения структуры письменного дефекта, оценки степени выраженности нарушений разных компонентов письма, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики развития и оценки эффективности коррекционного воздействия применяются различные методики.
В качестве определения уровня сформированности навыка письма в начальных классах, можно взять за основу методику М.М. Безруких и О.Ю. Крещенко «Методика определения уровня сформированности навыка письма в начальной школе».
В данной методике предлагаются задания и протоколы для количественной и качественной оценки сформированности навыка письма у обучающихся 1-2-го и 3-4-го классов.
Оценка навыка письма в 1-2-м классе
В первом классе формирование навыка письма только начинается. Поэтому методика включает задания, которые позволяют судить о трудностях формирования навыка письма и о возможных причинах этих проблем. Количество предложенных заданий составлены с учетом особенностей работоспособности детей данного возраста. Количество заданий может быть увеличено в каждом индивидуальном случае для более четкого представления характера трудностей. Методика проводится в конце второго полугодия первого класса и в начале первого полугодия второго класса. Во время диагностики учитель должен диктовать в том темпе, который удобен ученикам, повторять столько раз, сколько необходимо обучающимся, четко формулировать задания. Предложения для списывания и сюжетные картинки должны быть у каждого ученика на парте.
Оценка навыка письма в 3-4-м классах
К 9-10 годам навык письма должен быть сформирован. Предложенные задания позволяют судить о степени сформированности навыка письма и о возможных причинах нарушений. Поскольку оценка навыка письма у обучающихся 3-4-го классов предполагает большое количество заданий, рекомендуется проводить диагностику в два или несколько этапов. Проведение диагностики желательно в удобном для обучающихся темпе, с неоднократным повторением предложенного материала. Материал для списывания и сюжетные картинки должны быть у каждого на парте.
После того, как у обучающихся были выявлены нарушения несформированности навыка письма, проводятся диагностики на выявление у обучающихся определенного вида нарушения письма - дисграфии.
ДИАГНОСТИКА ПИСЬМА 1 - 4 КЛАССОВ
https://repetitorlogoped.autoweboffice.ru/s/site30