Найти тему
PULSAR - космос рядом

Уравнение Дрейка для артефактов пришельцев

В то время как потенциальные интеллектуальные радиосигналы от далекой цивилизации могут, разумеется, при наличии таковой, обнаруживаться только во время соответствующей трансляции, физическое наследие и внеземные артефакты могут, вероятно, сохраняться чрезвычайно длительные периоды времени. Причём и по прошествии тысячелетий и даже сотен тысяч лет они вполне могут распознаваться как таковые. Исходя из такого предположения, американский физик модифицировал версию известного «уравнения Дрейка». Усовершенствованная версия уравнения теперь должна оценивать не только вероятность внеземного разума в Млечном Пути, но и описывать вероятность существования артефактов инопланетного разума в Солнечной системе.

Символическое изображение. © Inspirito (via Pixabay.com) / Pixabay License
Символическое изображение. © Inspirito (via Pixabay.com) / Pixabay License

Как пишет физик и эксперт в области микроволнового излучения Джеймс Бенфорд в своей статье в специализированном журнале Astrobiology, идея основана на взаимосвязи между «уравнением Дрейка» и классическим поиском внеземного разума (SETI) и, соответственно, следует той же стратегии, что и «программа поиска внеземных артефактов» (SETA).

На самом деле даже отправка сообщения, переданного на один или несколько искусственных объектов, которые затем отправляются в направлении потенциальных далеких цивилизаций, будет намного более энергоэффективной, чем отправка сигналов через космос. Бенфорд видит дополнительное преимущество SETA перед SETI в том, что поиск внеземных артефактов может целенаправленно проводиться на различных небесных телах Солнечной системы, в то время как поиск SETI основан на пассивном наблюдении и поиске.

Подоплека

Само уравнение Дрейка выглядит следующим образом:

N = R * f(p) * n(e) * f(l) * f(i) * f(c) * L

При этом R соответствует количеству «подходящих» газовых и звездных образований в нашей галактике, из которых рождаются звезды и планетные системы, способствующие развитию цивилизации; f (p) обозначает процент тех звезд, у которых есть планеты; n (e) - количество «земель» в планетной системе, планет, на которых может быть жидкая вода; f (l) обозначает долю планет, на которых действительно развивается жизнь; f (i) - доля планет, на которых затем развивается разум, и f (c) - это доля тех миров, на которых затем возникает и технологическая цивилизация. L, в свою очередь, - это период времени, в течение которого такая цивилизация существует от зарождения радиотехнологии до своего (само)уничтожения.

Основываясь на модифицированном уравнении, вероятность успешного SETA по крайней мере сравнима с вероятностью, полученной из классического уравнения Дрейка для классического SETI. При условии, что далекая цивилизация соответствует основной идее SETA и обеспечивает эффективность артефактов, SETA даже превосходит вероятную эффективность SETI. Однако этот подход ограничен нашим собственным уровнем развития, который еще не вышел за пределы межпланетных космических путешествий. Если далекая цивилизация так же ограничена в своем развитии, как и наша, она, вероятно, продолжила бы (если бы вообще этим занималась) использовать SETI и METI (то есть «целенаправленную отправку приветствий»).

При этом Бенфорд указывает, что каждые миллион лет в среднем две чужие звезды и, следовательно, их планетные системы приближаются к нашей Солнечной системе на расстояние до одного светового года, а на расстояние в 10 световых лет такие далекие системы приближаются к нашему Солнцу каждые 5000 лет. Фактически, последнее такое приближение имело место лишь около 70000 лет назад, когда звезда Шольца приблизилась к нашей Солнечной системе на расстояние до 0,82 световых лет и, вероятно, могла визуально наблюдаться в ночном небе нашими ранними предками.

«Поскольку мы сами достигли статуса сельскохозяйственной цивилизации около 10000 лет назад, за это время по крайней мере две далекие звезды приближались к нашей Солнечной системе на расстояние не более 10 световых лет», - говорит Бенфорд. Поэтому вполне вероятно, что во время таких приближений тамошние цивилизации рассмотрели нашу Солнечную систему и, возможно, даже распознали нашу Землю в качестве носителя жизни и потенциального разума и оставили нам сообщение в виде зондов или артефактов.

Новая формула Бенфорда фокусируется на концепции так называемых «скрытней», то есть беспилотных наблюдательных зондов, которые были размещены на небесных телах в Солнечной системе инопланетной цивилизацией с целью наблюдения внутренней части Солнечной системы и, возможно, конкретно нашей Земли. Независимо от того, активны эти «скрытни» сегодня или, возможно, по прошествии долгого времени они прекратили свою работу, их все еще можно найти и признать таковыми. А, возможно, они даже продолжают испускать достаточно слабые сигналы, чтобы их когда-нибудь смогли обнаружить именно мы.

Сам физик предлагает начать поиск наличия «наследства» разумных пришельцев на Луне. Фактически, зонд NASA «Lunar Reconnaissance Orbiter» (LRO) прислал на Землю более 2 миллионов изображений лунной поверхности с разрешением 0,3 метра на пиксель. Таким образом, на некоторых снимках можно увидеть даже следы, оставленные астронавтами «Аполлона». Однако до сих пор только малая толика этих записей была исследована экспертами на предмет наличия необычных структур и потенциальных искусственных останков, говорит Бенфорд. Именно здесь лучше всего подходит искусственный интеллект (ИИ) - для поиска артефактов в больших объемах данных. Системы, разработанные для этой цели, можно было бы использовать и на Земле - например, в сфере археологии. На следующих этапах можно было бы расшириться и на другие небесные тела, близкие к Земле, такие как так называемые трояны и коорбитальные объекты (астероиды, которые вращаются вокруг Солнца вблизи так называемых точек Лагранжа).