Хочу вам рассказать о новом памятнике, который открылся 25 ноября 2015 года в посёлке Невская Дубровка. Памятник "Подвигу метростроевцев 1941-1945 годов" разместился на высоком берегу реки Нева и стал значимым местом для жителей посёлка и приезжающих сюда туристов.
Авторами мемориала выступили художник Ильдар Фазылов и архитектор Андрей Масленников.
Статую метростроевца создал петербургский скульптор Ярослав Барков.
Над шестью горельефами, повествующими о подвиге ленинградских метростроевцев, работали скульпторы Наталия Муромская (Москва) и Наталия Куликова (Касли). Статуя и горельефы были изготовлены на «Каслинском заводе архитектурно-художественного литья».
22 июня 1941 года вся смена шахты «Технологический институт» подала заявления о зачислении в Красную Армию. Такой же боевой подъём был и на других шахтах. Но на фронт метростроевцев не брали – специальным указом А.А. Жданова они были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений вокруг города.
27 июня 1941 года было принято решение о прекращении строительства метро.
Чтобы обеспечить доставку техники через Неву, надо было создать надёжную танковую переправу в районе Невской Дубровки. Под командованием И.Г. Зубкова сформировали 10 строительных батальонов.
Командование решило переправлять танки на понтонах. Проект создал инженер-механик С.Г. Кубкин. Переправу начали ночью при поддержке артиллерии, которая должна была заглушить шум и отвлечь внимание врага от того места, где между двумя штабелями старых дров на берегу притаилась пристань. Начал движение первый танк "Т-34". Переправа была налажена, танки прорвались к Невскому «пятачку». За октябрь-ноябрь 1941 года на левый берег Невы было переправлено танков "КВ" - 23 штуки, и "Т-34" - 10 штук. Во время операции Зубков получил ранение в ногу, но отказался от госпитализации и продолжил лично руководить переправой.
Эта боевая операция вошла в военную историю под кодовым названием «Чай с вареньем» – каждое утро в Смольный шли сообщения от И.В. Зубкова: «Пьём чай с вареньем по 7–8 стаканов» – каждую ночь переправлялось по 7–8 танков. 30 ноября переправа была завершена.
На барельефе изображён метростроевец Иван Зубков, под руководством которого осуществлялась военная операция.
В Дубровке за время проведения операции под обстрелами и бомбёжками погибла пятая часть подразделения метростроевцев. Они навечно остались на дубровской земле...
Выполняя задания в годы войны, более 10 тысяч ленинградских метростроевцев погибли под обстрелами и бомбёжками.
После операции в Невской дубровки метростроевцы получили новое боевое задание – построить железную дорогу Жихарево – Кобона – Коса для доставки грузов и продуктов в осаждённый Ленинград.
Строительство же Ленинградского метро продолжилось уже после войны.
Его торжественное открытие состоялось 5 ноября 1955 года.
Как пишет пресс служба "Метростроя": "Совет ветеранов Ленинградского метрополитена и современное поколение строителей метро приняли решение об установке памятника своим товарищам на берегу Невы в районе переправы к 70-летию Великой Победы. Первоначально планировалось установить памятник в Кировском районе на Невском «пятачке», но метростроевцам в этом было отказано в связи с тем, что существующий мемориал – памятник федерального значения – единый и цельный комплекс.
Тогда метростроевцы решили установить на правом берегу, именно там, откуда начиналось строительство переправы! Это предложение поддержала администрация Дубровского поселения".
Теперь, когда будете в Невской Дубровке у этого мемориала, вспоминайте, какой ценой под шквальным огнём противника была создана надёжная танковая переправа через Неву. И это было сделано под руководством начальника метростроя Ивана Георгиевича Зубкова, который похоронен в Александра-Невской лавре.
Его роль в истории Ленинграда была настолько велика, что тело с гробом Зубкова провезли по Невскому проспекту. Он был похоронен со всеми почестями.
В будущих заметках, я постараюсь написать про "Дорогу Победы" Ивана Зубкова, горельеф которой также имеется на этом мемориале.
При посещении Невской Дубровки не обойдите стороной этот новый мемориал. Он выполнен очень качественно относительно деталей. Красиво! И, главное, за ним кроются исторически важные факты, о которых я и попытался рассказать в этой заметке!
Координаты мемориала: 59.847233, 30.943326
Всем хорошего дня!
Подписывайтесь на мой канал, если не хотите пропустить заметки про новые или малоизвестные места.