Все великое приходит через великую жертву - и никак иначе. Великое спасение, дарованное нам Богом, пришло через жертву Его Сына Единородного - Иисуса Христа. Будущее нашей страны спасено жертвой за жертву, принесенной последним государем. Но и грядущий Белый царь приходит на спасительное для Руси царствование великою жертвою. Эта жертва отражена в истории и в великой утрате Иеффая.
В предыдущей публикации на тему Иеффая как прообраза предтечи мы уже отметили целый ряд сходств между Иеффаем, Давидом, а также образом Белого царя, как он представлен в Преданиях старцев. Это и его отношение к царскому роду через женщину, и то, что он - великий реформатор, изгнанный (до часа) своими братьями, и то, что он не стремится к власти, а взваливает ее на себя как крест, и другое. Хочу еще подчеркнуть важность его скурпулезного знания Писания, в особенности истории Исхода и его станций - мы говорили пару лет назад о великом Русском 40-летнем Исходе, начавшемся в 1988-ом году, и о его пророческих станциях.
Но вернемся к его великой жертве - а великая жертва означает что-то самое важное, что-то большее, чем твоя жизнь. Что-то, за что бы ты отдал жизнь. Что было самое ценное в земной жизни Иеффая? Что он более всего, более жизни любил? Что более всего служило ему утешением?
Мы читаем в книге Судей в 34-ом стихе 11-ой главы, что у него была единственная дочь. Этот человек не так прост, как кажется на первый взгляд. У этого человека сложнейший духовный, внутренний мир. Можно представить себе, что он чувствовал по отношению к этой дочери. Когда все вокруг было так безобразно, все грязно, все вокруг было «с душком», это была его единственная отрада в жизни.
Лион Фейхтвангер написал интересное произведение, которое так и назвал: «Иеффай и его дочь». В общем, он великолепно передал ту атмосферу, в которой жил народ в ту эпоху. И это такая атмосфера, в которой ужасно сложно не стать язычником, не развратиться. Очень сложно не быть притянутым всеми теми традициями, домашними, веселыми, богами и богинями, всем многообразием обычаев, праздников, веселий... Иеффаю и его дочери было нелегко. Фейхтвангер дает место своей фантазии. Он описывает, что это была за дочь, он описывает, как она была красива, он описывает ее духовную чистоту. Но и действительно, из Священного Писания мы знаем, что она была чиста душой и телом.
То дело, на которое Иеффая вызывал израильский народ, требовало от Иеффая многого. Иеффай прекрасно понимал, что победить врага (аммонитян) было по-человечески невозможно. Он был реалистом. Он знал свои силы, знал силы аммонитского царя. И как бы ни были преданы ему его люди, его телохранители, победить своей силой аммонитского царя было совершенно нереально. Нечего было и думать об этом. Надежда на эту победу могла прийти только от Господа. Иеффай знал, что только чудо может помочь ему. Поэтому он молится Господу, просит у Господа, чтобы Тот послал ему победу, чтобы Тот дал ему избавить Израиль от руки аммонитян.
И здесь Иеффай идет намного дальше, чем делали обычно сами израильтяне. Когда израильтяне выходили на сражение, они обычно молились: «Мы завоюем эту территорию и принесем Тебе, Господи, в жертву, столько-то скота, серебра, золота. Все это мы посвятим Тебе из того, чего у нас еще нет, из того, что Ты дашь нам там. Из того, что мы пойдем и завоюем с Твоей помощью, мы Тебе вернем десятую часть».
Иногда (точнее - единственный раз) Господь требовал от них отдать Ему все, как это было при взятии Иерихона. Господь сказал: «Этот город заклятый; это город – для Меня. Вы ничего из него для себя не возьмете». И это было тяжело для народа: не взять ничего для себя из того, что им, в общем-то, и не принадлежало. Из того, что было еще впереди, из того, что было еще за высокими стенами. Им было тяжело не делить шкуру еще не убитого медведя. И они не справились с искушением.
И потом Господь больше не говорил им такого. «Берите, – говорил Он, – все это будет ваше. Лишь десятую часть вы вернете Мне». Люди даже этого не могли отдать, часть того, что им не принадлежало и дано было Богом. А Иеффай говорит не о том, что он принесет Богу из трофеев. Он говорит: «Я принесу Тебе, Господи, что-то из того, что у меня уже есть, что Ты выберешь из моего дома». В доме этого человека не было ничего, что можно было бы отдать по известному популярному принципу «на Тебе, Боже, то, что нам негоже». А Иеффай сказал: «Забирай что хочешь, делай со мной что Ты хочешь».
Мы от себя отдать ничего не хотим. Так рассуждали и братья Иеффая, и старейшины народа. Пусть кто-то другой - пусть Иеффай - приносит жертвы. Пусть рискует, а мы не будем рисковать.
Это называется «загребать жар чужими руками». А если погибнет Иеффай – так и пусть гибнет, туда ему и дорога, этому ублюдку. А мы скажем аммонитам, что мы его и не посылали. Никчемный человек! Он воюет против нас так же, как и против вас. Мы ничем не рискуем, мы в стороне. Получится – хорошо, не получится – тоже неплохо.
Вспомните, кстати, что когда Иеффай завоевал эти земли, когда одержал победу, что случилось? В 12-ой главе об этом написано: ефремляне собрались и перешли в Севину, и сказали Иеффаю: «Для чего ты ходил воевать с аммонитянами, а нас не позвал с собою? Мы сожжем дом твой огнем и с тобою вместе». Ефремляне! Вот вам еще одно указание на Россию (об этом мы много уже говорили) - как (1) на родину, источник Белого царя, и (2) как на народ, долгое время отвергающий и унижающий Белого царя народ.
Тогда Иеффай сказал им: «Я звал вас, но вы не спасли меня от руки их. Я звал вас в тот тяжелый момент, когда ничего не было понятно, когда не было ясно: куда победа обернется, в мою сторону или в сторону аммонитян. А вы не пришли ко мне. Но вы пришли бы тогда, когда увидели, что я уже побеждаю. Вот тогда бы вы прибежали, прибежали, чтобы разделить со мной эту победу, добычу. Тогда бы вы прибежали показать, что это вы одержали победу, а не этот незаконнорожденный, никому не нужный человек. Потому я вас и не звал, мне и так было ясно, что я одержу эту победу. А поставил все, пожертвовал всем. Чем вы жертвовали, интересно, что вы отдавали Господу?»
Такова часто бывает наша вера. Мы готовы отдать Богу что-то из того, что мы получаем. Отдать пожертвования, десятины, время, посвятить какую-то часть себя служению, отдать какую-то часть здоровья, которое от Бога же получено. Мы соглашаемся отдать частичку из того, что Бог отвоюет для нас у дьявола. А Иеффай пошел по другому пути, и это – иной уровень веры. Это качественно превосходный уровень веры – дать из того, что у тебя уже есть. Быть готовым отдать из того, что у тебя есть родное, лучшее, самое дорогое.
Вернемся к Иеффаю и его обещанию.
«Дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь аммонитян в руки мои, то по возвращении моему с миром от аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу; и вознесу сие во всесожжение». Он одержал победу и пришел домой, и вот его дочь выходит навстречу ему с тимпанами и ликами. Она была у него только одна. Когда он ее увидел, то каково ему было? Он разодрал свою одежду и сказал: «Ах, дочь моя. Ты сразила меня, и ты в числе нарушителей покоя моего. Я отверз о тебе уста мои пред Господом, я не могу взять слов моих назад. Я должен это сделать».
Мы сейчас не будем говорить о том, надо было давать Иеффаю этот обет или не надо, и что он сделал со своей дочерью. Священное Писание об этом мало говорит, говорит лишь, что дочь его свою жизнь прожила без мужа. В следующей публикации - Дочь Иеффая - мы поговорим о ней подробнее. Здесь скажем только, что то, что пообещал Иеффай, было великой победой веры.
Вот в чем подвиг этого человека. Остальное в этой победе - рука Божия и покорная ей опытная рука Иеффая, рука Белого царя. Он сделал несравненно больше, чем сделали или даже могли сделать всякие там братья-фарисеи, старейшины, начальнички и прочие "отцы народа", которым интересны были только их интересы. Они готовы (всегда готовы) получать деньги, почести, власть, славу. А Иеффаю это не нужно: он готов отдать то, что для него было дороже всего. И отдал. Не для того, чтобы стать царем - такая жертва не стоила и царства. Чтобы спасти народ.
Выводы
Нечто схожее этой великой жертве Иеффая как Белого царя, как царя-избавителя, мы неизбежно увидим и в жизни предтечи - последнего Белого царя. Все самое великое, неподдельное, меняющее жизнь человека и направление истории - связано с великой жертвой и потерей. Государь наш Николай Второй, принесший великую жертву для будущего спасения России, тоже отметил - самым ярким, нестираемым образом - пророчество о великой жертве грядущего Белого царя. Но это - отдельная история, о которой мы может быть когда-нибудь поговорим. А в следующей публикации по этой теме я хотел бы еще поговорить о жертве Иеффая - о его дочери.
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :
" Открытая Семинария ",
Заходите на мой сайт " Духовный миллионщик ". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале « Открытая семинария ».
А на YouTube канале « Солёное радио » мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.