- Подготовил Александр Комаров
Говоря о героях Великой Отечественной, мы традиционно вспоминаем о воинах-мужчинах. Однако на фронте нередки были и «женские» подвиги. Одну из побед, причём бескровную, одержала переводчик разведотдела 52-й гвардейской Рижской стрелковой дивизии гвардии старший лейтенант Зинаида Степанова.
Из московского пединститута она выпустилась в 1942-м. Сразу же добровольцем ушла на передовую. Служила в разведотделе Волховского фронта переводчиком.
И хотя должность предусматривала штабную работу, Зинаида Степанова в тылу не отсиживалась. Во время Новгородско-Лужской наступательной операции она была в числе тех, кто первым ворвался на окраину древнерусского города под шквальным огнём противника. А в августе 1944 года, в Эстонии девушка-переводчик повела за собой в контратаку бойцов дивизии и, даже получив тяжёлое ранение, не покинула поля боя, продолжая поддерживать наступление автоматным огнём.
Тогда ещё никто не знал – её главный подвиг был впереди.
2 мая 1945 года. Берлин…
В самом сердце Рейха, в парке на Гумбольдтхайнской высоте, советским войскам упорно сопротивляется гарнизон солдат СС. У них было всё, чтобы стоять насмерть: глубокие траншеи, вместительные подвалы с боеприпасами, толстостенные доты с круговыми секторами обстрела и мощные зенитные башни, прикрывавшие высоту с воздуха.
Первые атаки красноармейцев захлебнулись. С большими потерями наши войска отошли на исходный рубеж.
Тогда Зинаида Степанова вызвалась выступить в роли парламентёра-переводчика. Вместе с подполковником Поповым и связистом Калмыковым на видавшем виды «Виллисе» она отправилась к обороняющимся.
Два немецких генерала без интереса выслушали предложение о капитуляции и сухо отказались. А заодно сообщили, что собираются расстрелять переговорщиков.
И тут Зина заговорила по-другому. Речь девушки заняла больше часа. Она рассказывала о зверствах, которые творили фашисты на её родной земле. О разрушенных городах, миллионах погибших за эти четыре года и напрасных жертвах, которых не избежать при ближайшем штурме.
– Хватит уже убивать друг друга, прекратите это безумие, – не говорила, а бесстрашно кричала Зинаида в лицо фашистам.
И случилось необъяснимое. После короткого совещания предложение советской стороны было принято. Более 7000 немецких солдат и офицеров без единого выстрела сложили оружие перед хрупкой девушкой.
Той весной ей исполнилось 22 года...