В исторической литературе есть данные, что Петр Великий запрещал строить мосты через Неву, пытаясь приучить русских людей к морскому делу. Документов, подтверждающих сей факт не найдено. Но я бы не удивился этому, он мог, по своему обыкновению, дать устное распоряжение, которое свято исполнялось. Вспомним указ о запрете строительства каменных домов на Руси с тем, чтобы каменщики переместились в Петербург. Не перестаю удивляться жёсткости и безпардонности подобного закона!
Справка: 1714 года царь Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. В городе же на Неве строго предписывалось возведение исключительно каменных «образцовых домов». Отныне во всех городах, кроме Санкт-Петербурга, строительство каменных домов стало строго караться. Легким росчерком пера царь оставил без работы тысячи каменщиков по всей России.
И всё же один мост, на плавучих опорах был построен. Временный. В 1707 году Петру потребовалось часть войска переправить на противоположный берег Невы, но его мы в расчёт не берём. Простоял тот мост чуть более месяца.
Естественно, что основная «миграция» городского населения осуществлялась в зимний период, после ледостава. В обычное же время исключительно на лодочных переправах.
Так или иначе, но факт в том, что первый, наплавной мост через Неву был сооружён уже после смерти Петра в 1727 году по распоряжению его соратника и друга, светлейшего князя А. Д. Меншикова. К тому времени, Меншиков стал фактическим правителем империи. Он соединил свою резиденцию на Васильевском острове с Адмиралтейским островом. Мост выходил аккурат на Сенатскую площадь. В этом месте мост перестраивался трижды и стоял без малого 200 лет, краткая его история описана на одной из городских мемориальных досок. Эта доска находится на гранитном спуске к Неве, напротив дома 13 по Университетской набережной. Текст ее гласит:
«Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост.
Береговые устои сооружены в 1819–1821 гг. по проекту инженера Бетанкура. 1727–1916»
Первый мост состоял из деревянных барок-плашкоутов, пролеты между которыми перекрывали деревянные бревна — прогоны. В пролеты моста свободно проходили лодки и небольшие суда, а чтобы пропустить судно с мачтами, часть плашкоутов оттягивали канатами в сторону. Мост был надежно привязан к сваям, вбитым около берегов, и, кроме того, удерживался несколькими корабельными якорями.
Как я уже говорил, на Адмиралтейском острове мост располагался против места, где сейчас стоит «Медный всадник». Тогда его не было. Он появится только через полвека. В первой половине XVIII века на том месте стояла деревянная церковь Исаакия Далматского, поэтому мост стал называться Исаакиевским.
Мост возводился под руководством выпускника Академии морской гвардии, поручика Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка Филиппа Петровича Пальчикова. Это был первый отечественный кораблестроитель, получивший у себя на родине законченное академическое инженерное образование. Его с полным правом можно назвать «птенцом гнезда Петрова». Грамотный, энергичный, исключительно исполнительный, он был любимцем Петра, который очень тепло относился к Пальчикову. В 1711 году, государь даже выполнял обязанности шафера на его свадьбе. Впоследствии Пальчиков стал крупным кораблестроителем и дослужился до чина статского советника.
В том же 1727 году умерла императрица, на престол взошел внук Петра Великого — Петр II. Меншиков попал в опалу, был отстранен от государственных дел, имущество его подлежало описи в казну. Чтобы не допустить перевозки имущества из дворца, он приказал срочно разобрать мост. Мост разобрали, но имущество светлейшего это не спасло. Все оно было конфисковано.
Новая императрица — Анна Иоанновна — переехала со своим Двором в Петербург к лету 1732 года и повелела тому же Пальчикову вновь соорудить мост на прежнем месте. Новый мост Филипп Петрович распорядился строить быстро, потому пришлось конфисковать плавсредства у горожан и на их основе соорудить мост. Конструкция вышла так себе... Уже весной следующего года, ледоход с Ладожского озера разметал мост до основания.
Новый плашкоутный мост (третий по счету) в 1733 году соорудили «ластовых судов» мастер Соловьев и «лекарский помощник» Стеклов. Для него изготовили особо прочные суда. С тех пор мост наводился ежегодно весной. Осенью во время ледостава его убирали. Два пролета сделали разводными для прохода больших кораблей. Во время спуска кораблей на Адмиралтейской верфи мост разводили, «дабы огромный новый спускаемый корабль не повредил мост или колебанием Невы, или могущим случиться ударом».
За проезд и проход по мосту взималась плата — с прохожего по одной копейке, за каждую лошадь по две копейки, а с владельцев кареты по пятаку. Бесплатно через мост пропускались дворцовые кареты, дворцовые курьеры, пожарные команды и воинские части. На эти «мостовые деньги» в Петербурге был построен Морской Николо-Богоявленский собор. В 1754 г. в день рождения престолонаследника Павла Петровича императрица «высочайше соизволила» отменить плату «мостовых денег».
На Неве в разное время были построены и другие наплавные мосты Эксплуатация этих мостов доставляла массу хлопот — их приходилось наводить и разводить в периоды ледохода и ледостава, плашкоуты срывало с якорей, их надо было часто ремонтировать. Они не обеспечивали бесперебойного круглогодичного сообщения между районами города, и эксплуатация их требовала значительных расходов. В связи с этим на протяжении всего XVIII и первой половины XIX века неоднократно вставал вопрос о строительстве постоянного моста через Неву. Правительственные комиссии рассматривали поступающие к ним проекты.
Одним из наиболее интересных проектов моста через Неву был проект механика-самоучки И. П. Кулибина.
Проблему он обозначил сразу: «С начала моего в Санкт-Петербург приезда усмотрел я в вешнее время по последнему пути на реках, а особливо по Большой Неве, обществу многие бедственные происшествия. Множество народа в прохождении по оной имеют нужду, проходят с великим страхом, и некоторые из них и жизни лишились».
Решая проблему петербуржцев, Кулибин разработал проект постоянного моста через Неву, который и представил в 1776 году на рассмотрение Академии наук. Помогал ему в проектировании выдающийся математик того времени Леонард Эйлер. Проект предусматривал перекрытие Невы деревянной аркой с пролетом 294 м. Высота арки обеспечивала свободный проход парусных кораблей. Мост включал две галереи: верхняя предназначалась для пешеходов, нижняя — для транспорта. Восемьдесят лет спустя Д. И. Журавский писал о конструкции Кулибина: «На ней печать гения, она построена по системе, признаваемой новейшею наукой за самую рациональную…».
Не доверяя на 100% расчётам, Кулибин соорудил модель моста в одну десятую натуральной величины. Зимой 1776 года, во дворе Академии наук, модель была представлена на суд общественности.
Для проверки прочности на модель положили 3870 пудов нагрузки. Затем на модель взошло несколько человек, демонстрируя надежность конструкции. Почти месяц конструкция стояла под нагрузкой, доказав свое техническое совершенство. В 1793 году модель была перевезена в Таврический сад и простояла там еще более полутора десятилетий.
Она рухнула 7 июля 1816 году, простояв в общей сложности около 30 лет. Для Кулибина это не было неожиданностью. Ведь именно он сам решил, что «деревянные материалы в таком огромном строении… на открытом воздухе подвергают себя скорому согнитию» и стал работать над проектом «построения моста из железного металла», который получался чудовищно тяжёлым. Таким образом этому мосту не суждено было стать первым постоянным. Первый постоянный мост появится только в 1850 году. Его назовут Благовещенским.
Спасибо, что нашли время прочесть статью до конца.