Часть 1: От идеи до первой работы
Часть 2: Сравнения и тренды
Часть 3: Выводы и советы
Итак, отучившись в автошколе, сдав экзамены и получив права я сделал для себя вывод, что на работу водителя-курьера пока стремиться не буду. Все-таки пеший курьер и курьер-водитель это совершенно два разных мира и жизненных философии. Поэтому в конце зимы я снова приступил к поискам прежней работы — пешего курьера. Попадались разные вакансии, но в этот раз почему-то всё чаще с требованиями переноса груза весом до 15 кг. (да-да, именно для пешего курьера, такое очень часто встречается). Это были вакансии доставщика картриджей для принтеров, обуви, курьера в службе доставки по району, а то и просто что-то совсем похожее на вакансию грузчика. Регулярно ездить с тележкой не было желания да и свои возможности уже знал и мог трезво и быстро оценить предлагаемые условия труда.
Мне довелось некоторое время поработать в компании, доставляющий экологические товары для здоровья, подменяя отсутствующего курьера. Компания была крохотная, но многим похожая на мою предыдущую работу. Даже располагалась от нее всего через переулок :) Для меня эта работа означала те же 3-4 килограмма товаров, компенсацию проезда проезда и оплату 300 руб. за одну точку доставки. Даже не помню сейчас, оплачивались ли возвраты. Плюсом здесь было то, что компания доставляла товары частным лицам. А это подразумевает шанс получить чаевые, которые и были в размере суммарно 100-200 рублей в день. Что очень неплохо. Дневная оплата же в компании составляла примерно 1500 руб. в день. Итого в день выходило 1600-1700 рублей. Минусом было то, что компания начинала работу в 10:00 и домой приходилось возвращаться в 9-м часу вечера. Совсем неудобно для меня — жаворонка, тогда уже несколько лет бодрствующего в промежуток 4:00-19:00. Да и поездки в переполненном вагоне метро в час-пик (не будучи при этом офисным работником) вызывали странное ощущение какой-то непродуманности, бестолковости, даже бессмысленности. Но эта работа продлилась менее месяца и этого было вполне достаточно.
В общем, для меня нарисовалась минимальная адекватная цена за поездку в Москве внутри МКАД — 300 рублей.
Далее я поработал промоутером. Теперь я знаю, что эта работа представляет собой не просто раздачу листовок на улицах, выставках, торговых центрах, но и более интересные сочетания с другими специальностями. Это тема для другой интересной статьи.
Конечно, не оставлял я и свою основную специальности — администратора сайтов, вебмастера, контент-менеджера. Как оказалось, работать над сайтом зачастую вполне возможно и на смартфоне в вагоне метро :)
А что касается работы курьером, то к тому времени я уже привык быть в постоянных поисках этой работы, а точнее интересных вакансий. Конечно были и собеседования "без результата". Но это не смущало, так как на то время я решил опробовать новый для меня вид работы курьером: "через приложение доставки". Поначалу останавливало то, что даже для начала такой работы необходимо было отослать фотографию своего паспорта, что представляется мне потенциально небезопасным действием. Ведь это фото в результате хакерской атаки или иных действий может попасть в руки третьих лиц — возможно злоумышленников, а в интернете встречаются объявлениями о массовой продаже фото паспортов (очевидно для мошеннических действий). Поэтому я был рад, когда через некоторое время все же нашел компанию, в приложении которой можно было обойтись без этого фото, а аутентификацию можно было пройти позднее лично в офисе. Правда в этом случае необходим был залог порядка 500 рублей и было ограничение на сумму перевозимого заказа. Это меня не смутило, так как уж очень хотелось понять на практике сам принцип работы через приложение и насколько это подходит именно мне? Какие будут плюсы и минусы, какие сложности нужно будет решить в процессе работы?
И вот, ноябрьским утром я зарегистрировался в приложении и стал в нем осваиваться. Для новичков заказов было не так много, но они все же были и я взял один заказ. Успешно доставил его. Потом следующие: в основном это были книги, образцы материалов для ателье, одеяло, документы. Вот с документами вышел такой случай. Однажды получатель документов попросил оставить их в холле офисного центра, в ящиках доставки. Что я и сделал, зафиксировав на всякий случай это действие на видео. Тем более ящик был общий для 3-4 офисов и документы могли затеряться. Как оказалось позднее, документы до адресата действительно дошли не сразу. В связи с чем мне и позвонили вечером из курьерской компании, через приложение которой я работал. Благо у меня оставалось доказательство выполненной работы и все уладилось.
Еще из минусов оказалось то, что поначалу кажущаяся адекватной курьеру цена доставки на самом деле (и это можно понять заранее — немного поразмыслив) делится на два. Посудите сами: при работе в одной компании можно забрать на складе сразу 5-6 заказов на целый день с утра и объезжать точки доставки: от одной к другой. А если Вы работаете в приложении, то процесс идет по схеме: приехать на "точку где забрать", затем поехать на "точку куда отвезти". Причем "точка где забрать" всегда разная... Чувствуете? Получается на каждый заказ не одна, а две поездки! Нет, конечно можно брать на выполнение заказы и по пути следования, как то ухитряться... Некоторые курьеры даже составляют свой маршрут по приложению накануне дня — буквально ночью, когда действительно доступно очень много заказов, чтобы взять их в работу (вот только когда спать в таком случае — загадка...). Это несколько спасает положение, но в любом случае правило "если работаешь в приложении, дели цену на два" остается в силе. При этом цена за одну доставку в приложении, отнюдь не в два раза больше, чем если работать в обычной компании. В приложении мне попадалась в лучшем случае такая же цена: 200-400 руб. Но это было несколько лет тому назад. Сейчас же конкуренция среди курьеров стала больше и, по отзывам коллег, оплата ощутимо "просела". О штрафах для курьеров при работе через приложение, службах доставки и говорить не очень хочется. Надеюсь, все же ситуация придет к какой то организованности и рабочий человек сможет получить оплату, достаточную хотя бы на восстановление сил для той же работы, на какой работает. Грустно, но сейчас именно это — ориентир адекватного желаемого уровня оплаты.
Через месяц работы в приложении я смог выйти на уровень лишь 700 руб. в день на тех же 5-6 точках доставки. То есть около 15000 рублей в месяц в Москве (2018 год). Правило "в приложении дели на два" работало как ни крути :(
Чем мне помогла работа в приложении, это тем что в нем можно подработать в любое время, а во время этой подработки уже искать настоящее место работы.
Что касается обычных служб доставки (не через приложение), то в нескольких из них я тоже был на собеседованиях. К сожалению, на тот момент были доступны вакансии только "по районам". То есть, доставка только по одному району, зачастую опять же с 15-ти килограммовой тележкой. К тому же, в службах доставки начали появляться такие курьезные требования к работающим там курьерам, как например "нельзя дозваниваться или писать получателю, чтобы уточнить как к нему добраться". Очень забавно, особенно если учесть, что многие получатели находятся на территориях крупных предприятий, научно-исследовательских институтов, промышленных зонах, офисных центрах в местах тех же бывших предприятий, которые представляют собой целые районы с десятками корпусов, внутри которых тоже свой целый мир лабиринтов и закоулков...
Во время одной из поездок опять возникла идея поработать курьером именно зимой, опробовать новые планы в защите от мороза, и проявить смекалку, чтобы не оставлять работу в холода.
Я вышел на стоматологическую лабораторию, изготавливающую зубные протезы. Уже пару лет я знал по предыдущим собеседованиям, что в лабораториях платят мало, но все же это была одна точка забора нескольких заказов. А это означало сокращало время на одну доставку и, значит повышало стоимость моего трудо-часа.
На этой работе был большой плюс: можно было взять выходной или два посреди рабочей недели, что буквально спасало меня в морозные дни. В компании был большой запас курьеров, как более-менее постоянных, так и подрабатывающих от случая к случаю ("на подхвате"). Они выручали компанию, когда "основной состав" курьеров брал выходной. А иногда их вызывали вместо постоянных курьеров, просто для того, чтобы они вообще не разбежались :) Этим и объясняется такая особенность работы.
В остальном были минусы:
- Чрезвычайно низкая оплата за одну поездку — 200 руб. (в том числе и в область, а это 2.5-3 часа "туда и обратно в город")
- Проездной нужно было сдавать, если не выходишь на работу (в итоге пришлось его приобрести за свой счёт)
- Оплачивался всего один вынужденный возврат курьера на склад за товаром в течении дня
Мой график был 4/3 с выходными в субботу/воскресение + выходной среди недели. В день как обычно: 5-6 поездок и 9-ти часовой рабочий день. В сумме в месяц выходило 20000 руб. и минус 2000 за проездной, который я приобретал на свои средства. Итого 18000 рублей в месяц.
Вес отправлений тоже возрос. Ведь стоматологическая работа это не только готовые протезы, но и слепки из цемента, а так же специальные "ложечки" из металла, для снятия этих слепков (на которых они и транспортируются из клиник). У одного пациента слепков может быть 3-5, плюс приходят новые из клиник в процессе работы. Весь этот набор нужно возить в клиники и в другой день обратно в лабораторию, ведь работают над протезом и врач в клинике и зубной техник в лаборатории. Набор этот укладывается в коробочки и процесс упаковки иногда входит в обязанности курьера, как я понял позднее... И конечно же, в одну клинику обычно отвозится несколько таких коробочек потому как пациентов обычно несколько. Одним словом вес достиг 4-5 кг. И часто с таким грузом нужно было ездить весь день. Ведь в клинику отвозится одна работа, а забирается оттуда зачастую тоже одна и больше! (И все это оплачивается конечно же как одна поездка, кстати.) Поэтому почти всегда было так: как уехал из лаборатории утром с 4-5 кг. так и приехал с тем же весом. Конечно, всем сотрудниками лаборатории было очень тяжело. Зубные техники часто работали ночью, чтобы изготовить срочную работу, так как работа требует многочасового выдерживания керамики в печи при определенной температуре. Не всегда эти процессы просты и однозначны — многое зависит от конкретных партий материалов. Поэтому неудача, случившаяся в работе днем, оборачивается для техника ночной сменой. Что касается курьеров, то их часто просто не хватало и работы приходилось везти в клинику менеджерам, сотрудницам бухгалтерии, а то и самому руководству.
На этой работе было много неожиданных встреч с очень интересными, интеллигентными, интеллектуальными людьми. На тот момент, в силу жизненных обстоятельств, они побывали моими коллегами — курьерами.
Проработал я в этой компании до весны. В морозные дни спасали 1-2 выходных помимо субботы и воскресения. Я уже почти освоил работу зимой. Но...не совсем. Все возникал где то вопрос "а что если не брать выходные среди недели?" Но как говориться — всему своё время. А пока начиналась весна, таял снег, уже почти можно было кушать бутерброды и пить чай в обед на солнечной площади у метро.
Занимать деньги каждый месяц, будучи при этом работающим человеком, мне стало не очень приятно. Настала пора поискать что-то новенькое, лучшее — если не по деньгам, то хотя бы по условиям. Зимой эти поиски сводились к отмене уже условленного собеседования из-за моей тяжелейшей усталости к вечеру. Сейчас же — солнышко, тепло и мне назначили выходной среди недели. Надо его использовать с умом, для поиска работы и что-нибудь придумать...
И я вспомнил один из эффективных методов поиска работы — "прямой обзвон" потенциальных работодателей. Что я и сделал, воспользовавшись Яндекс.Картами, чтобы поискав места работы поближе к дому. В результате нашел стоматологическую лабораторию, где оплата за одну поездку составляла не 200 руб., как на моём месте работе, а уже 250 руб. Пройдя собеседование успешно, я взял несколько выходных подряд на своем старом месте работы и вышел на новое место. Работа была уже мне знакома.
Из плюсов сразу отметил:
- Расположение офиса недалеко от дома
- Частое начало рабочего дня курьера в 7:00-8:00 часов
- Полностью оплачиваемый проездной, который оставался у меня на выходных
- Практически стабильные выходные в субботу и воскресение
Не обошлось и без "нюансов":
- Совсем не оплачивались вынужденные возвраты курьера в офис в течении дня
- Курьер совмещал обязанности фасовщика работ на безвозмездной основе. Это означало дополнительные 30-40 минут перед началом рабочего дня. Причем работа требовала высокой концентрации и внимательности, чтобы надежно и с умом упаковать слепки и.т.д. и не перепутать их. Потому как возможность залезть рукой "не в тот лоток" или положить слепок "не в ту коробочку" была достаточно высокой.
- Наличие больших "окон" между готовностью работ на отправку в течении дня, по сравнению с предыдущим местом работы. Перерывы могли достигать 2-3 часов, хотя и не каждый день.
Так же отмечу наличие довольно далеких "точек" для поездки в Московскую область, на которые могло уйти 4 часа "туда и обратно", и которые оплачивались по чуть большей, но несоизмеримой по временным затратам, ставке. От таких точек пришлось сразу отказаться, отстояв свои личные временные границы.
Конечно, я невольно вспоминал первую свою работу курьера и её плюсы. Там, например, на той работе я с вечера уже знал, что утром мне нужно быть в 7:30 в офисе и для меня готов список поездок на весь день. На новой же работе список в основном был готов тоже вечером, но нужно было еще в нем покопаться, понять во сколько идти на работу: к 7:00 или к 10:00 ? Причем утром некоторые работы могли быть еще не готовы с вечера. Почти все техники лаборатории начинали работу в 9:00. В общем, происходило некоторое размазывание рабочего дня и личных временных границ по сравнению с первым местом работы.
После всяческих "привыканий" и оптимизаций на этой работе я вышел на уровень 25000 руб. в месяц или 160 руб./час. До заветных 30000 тыс., полностью покрывающих мои затраты обеспечивающих еду и кров не доставало 5000 рублей в месяц. Приходилось постоянно что-то "придумывать". Например, на покупку проездного мне выдавали наличные. И если это происходило за день-два до истечения срока предыдущего проездного, то была возможность как-то прожить на эти деньги. А новый проездной купить уже деньги на заработанные поездками в следующие дни. "Из куля в рогожку" как говориться, но действительно, на каждом месте самому персоналу часто приходиться что-то придумывать, так как иначе у руководства внимания на всех просто не хватит и рабочий процесс становится. Еще я заметил, что на этой работе моя банка с денежной мелочью, быстро опорожнилась — мелочь была вся в моих карманах. Но и там она долго не задержалась.
Были и небольшие премии за переработку в размере одной поездки и даже бонус, уже по прямой моей просьбе, в размере целого рабочего дня. Но положение это не спасало. Я по прежнему оставался человеком работающим полную неделю и при этом каждый месяц занимавшим деньги в долг. А ведь на первой моей работе, при полностью официальном "белом" трудоустройстве и меньшей стоимости поездки, я мог откладывать ежемесячно до 5000 рублей! В чем же секрет? В оплачиваемых вынужденных возвратах курьера в течении дня!
Что же касается зимних холодов и полной рабочей недели, то для для меня это было на пределах физических сил. Морозы и перепады температур метро-улица дали о себе знать. В самом метро тоже было неуютно — очень ощущались сквозняки, на которые не обращаешь столько внимания при поездках только утром и вечером, когда работаешь в офисе. Все это дало о себе знать и для продолжения работы мне пришлось прибегать к медикаментам (обезболивающим и миорелаксантам) в течении месяца, что тоже составило ощутимую статью расходов в моем бюджете.
Зима подходила к завершению, работа как-то шла, но мои ботинки, служившие уже 10-й год, стали требовать все большего и большего внимания и ухода. Проще говоря, они протерлись и прохудились, будучи при этом уже несколько раз подлатанными. Наступала весна, снег растаял, подсохло и в принципе в них можно было еще проходить месяц, еженедельно заклеивая на выходных.
На первый взгляд кажется, что проще купить новую обувь. Хотя, если принять во внимание время на её поиски, качество и вес, то уход за старой парой обуви не покажется такой бессмысленной процедурой.
Но ведь необходимо было еще купить новые кроссовки для работы на весну-лето. Мои прежние были примерно в таком же состоянии, как и осенне-зимние ботинки. И я сделал предложение руководству увеличить компенсацию за мой труд, изложив плюсы именно моей персоны: возможность рано начинать рабочий день, отлично знание города, аккуратность и.т.д. К сожалению, а точнее, как показало будущее — к счастью, руководству эти плюсы не подошли и мне просто перестали высылать график работы, ссылаясь на малое количество заказов, что в действительности уже несколько месяцев имело место.
Из плюсов особенностей данной работы отмечу еще один — время этой работы пришлось на зиму. С холоднющими и ветренными декабрем, январем и февралем. Теперь мой опыт и впечатления от работы курьера составляют полный год. Они полны и завершены.
Окончание повествования — в 3-й части.
Автор: Антон Дюжев
При копировании (полном или частичном) данной статьи необходимо согласование с автором.