Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Испытан на прочность: история борттехника из Мачулищей, который летал на вертолете над реактором

Оглавление

Чернобыльцы — так называют себя люди, получившие ударную дозу радиации. Каково это быть рядом с реактором, видеть «мертвый» город и «рыжий» лес? Накануне очередной годовщины катастрофы МЛЫН.BY поговорил с борттехником вертолета, который участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС весной 1986-го — Сергеем Пацкевичем.

В апреле 1986 года 24-летний старший лейтенант Сергей Пацкевич проходил службу в Закавказском военном округе, на аэродроме в Цулукидзе. В ноябре 1985-го его эскадрилья только вернулась из Афганистана, а спустя полгода 8 экипажей отправились в Чернобыль.

-2

Узнал об аварии по телевизору

На третий день после аварии Сергей Пацкевич услышал о происшествии в Чернобыле по телевизору, но, как и большинство тогда, особого внимания на эту новость не обратил. На тот момент никто не понимал, что случилось на самом деле, и какова цена произошедшего. А 2 мая в 9 утра за ним пришел посыльный, сказав, что вызывает командир эскадрильи.

В тот день в городке планировался спортивный праздник, и Сергей в спортивном костюме направился в городок. Правда, участие в нем так и принял. Молодому лейтенанту дали три часа на сборы: с последующей передислокацией в составе экипажа на аэродром в Украину, для ликвидации последствий на ЧАЭС.

— Запомнил, что дали команду лететь «по гражданке», взяв комбинезоны с собой. Это удивило, — вспоминает собеседник. — С нашего гарнизона уходило два вертолета МИ-6 и два Ми-8. У каждого на борту было по два экипажа. Первый перелет длился около трех часов. Летели до Ростова. Из-за грозового фронта пришлось переждать немного. На аэродром в Чернигов мы прибыли 3 мая.

-3
-4
Май 1986 года, историю полетов можно проследить по Летной книжке бортового техника
Май 1986 года, историю полетов можно проследить по Летной книжке бортового техника

На задания сразу ушли запасные экипажи. Тем, кто управлял прибывшими вертолетами, дали день отдыха. Летчик-командир и летчик-штурман изучали обстановку, им доводили задачи. В обязанность борттехника входило подготовить вертолет и в составе экипажа убыть на задание.

«Желтое» пятно и «мертвый» город

— В первый день мы должны были замерить уровень радиации над реактором. Правда, уже в воздухе задание отменили. И мы отсидели день на площадке, в непосредственной близости от реактора. До сих пор перед глазами стоят горы свинца, которые до нас уже забрасывали в реактор, чтобы исключить распространение радиационной пыли и грязи, — рассказывает Сергей Пацкевич. — Со следующего дня работали в связке со специалистами, которые делали замеры радиации. Порой требовалось виртуозное мастерство, чтобы макнуть в жерло реактора хрупкую трубку, которой замеряли температуру и другие параметры процессов, происходивших в реакторе. Чтобы уберечь себя и избежать поражения, свинцовым листом выкладывали полы кабины, а иногда и парашютные чашки в креслах пилотов. Ученые подсказали, что свинец понижает облучение.

-6

Несколько дней экипажи летали над реактором, часть полетов выполняли в 30-километровой зоне. Населенные пункты, вспоминает Сергей Николаевич, были пустые, людей не было. Город Припять стоял «мертвым». Возле реактора, в том месте, где был выброс, находилось желтое пятно, как будто там кто-то лизнул это место или выкрасил краской. Рыжим был лес и ближайшая территория.

Кроме того, прибывшие из Цулукидзе авиаторы осуществляли пассажирские перевозки ученых, членов президиума Верховного Совета СССР и других высокопоставленных лиц. Их имена собеседник уже не помнит. Но на тот момент знал всех. С каждым здоровались за руку.

-7

— Первые дни после аварии вертолеты летали без остановки. Когда же прилетели мы, полеты выполнялись только по определенным заданиям. Мой лучший товарищ, недавно похоронили его, летал с 27 апреля. Так вот он как раз сбрасывал над реактором свинец. И тогда в смену совершали несколько полетов.

Догадывались, что что-то серьезное

Автобус, который приезжал на площадку, где размещалась группа вертолетов, каждый день привозил людей в белых халатах. Авиаторы догадывались, что произошло что-то серьезное. Но им об этом никто ничего не говорил. Если планировался полет над реактором, давали какую-то таблетку. Название ее Сергей Пацкевич уже не помнит. Принимали ее за 20 минут до приближения к реактору, зачастую уже в небе, и запивали лимонадом.

-8

— В горле было небольшое першение. И все, — комментирует свое самочувствие герой публикации. — У каждого человека свой организм. И восприятия разные. Я даже когда был в Афгане, 22-летним парнишкой, и заходил в торговую лавку не понимал, что там за запахи. Люди что-то курили. А что: травку или просто табак, кто его знал. Запах спирта я впервые унюхал в кабинете у доктора на медкомиссии. Я его не пил, откуда же мне было его знать. Но когда были в Чернобыле, вечерами рюмочку опрокидывали. Как лекарство. Больше — нельзя. Знали: в небе нужно четко и грамотно принимать решения. И ум должен быть здравым и ясным.

Вместо семьи госпиталь

Две недели Сергей Пацкевич с коллегами-однополчанами пробыл в Чернобыльской зоне, отработав за это время 8 летных смен. А 17 мая их всех отправили домой. Правда, по железной дороге. Вертолеты оставили другим экипажам. Только через полгода их вернули в родной гарнизон.

-9

— Приехали и сразу в госпиталь. А дома ждала жена и два сына, младшему было пару месяцев. Две недели сдавали различные анализы и были под присмотром врачей. За нами наблюдали, происходят ли какие-то изменения в крови. Но ничего не говорили. Скажу больше, в Чернобыле нам выдали дозиметры-«накопители» (как брелоки) и дозиметры в виде карандашей. Так вот с первых, которые вешали на ремень, показания можно было снять, только подключив к специальному прибору. За все время их так никто и не снял. Он у меня до сих пор как сувенир хранится. Но судя по тому, что еще хожу, не все потеряно. Хотя 9 лет назад перенес операцию на почке, удали раковую опухоль, — сказав это, Сергей Николаевич замолкает…

Затем авиаторов-ликвидаторов отправили на лечение в санатории. Врачи рекомендовали им ежедневно выпивать пару глотков красного вина и есть печень трески. Якобы от облучения.

Приказ есть приказ

Интересуюсь, было ли в Чернобыле страшно.

— Нет, страха как такового не было. Весь страх мы прошли в Афганистане, когда по тебе стреляют и ты стреляешь, — признается Сергей Пацкевич.

В Афганистане он служил в 1984–85 годах. Если говорить о том времени вкратце, то они бомбили, и их бомбили. Налетал 870 часов, выполнив более 1200 боевых вылетов.

-10

— Вся наша эскадрилья побывала в Афганистане, поэтому сказать, что кто-то был лучше, кто-то хуже нельзя. В ноябре мы вернулись все. Кто-то — получив ранения. «Потеряли» один борт, он сгорел, но люди остались живы, — рассказывает собеседник. — Первый, кто погиб, был наш командир, который попал в автомобильную аварию в августе 86-го. Знаете, говорят, от судьбы не уйдешь. Помню, когда мне сказали про Афганистан, я первым делом вспомнил про партийный билет в кармане. Два полковника обратились ко мне с фразой: «Мы вам доверяем. Что скажете?». Что я мог сказать? Только: я оправдаю ваше доверие. Мы люди военные, мы офицеры, мы принимали присягу. У нас стояла задача, и мы должны были ее выполнять. Причем, выполняли мы ее честно. Но такими были не все. Уже в Афгане стало понятно, кто во что горазд. Кто-то думал только о себе, а кто-то, спасая другого, жертвовал собой.

Медаль и два ордена

В качестве бонуса, признается собеседник, воины-интернационалисты имели возможность приобрести автомобиль. Кроме того, многие получили награды. В копилке Сергея Паскевича их достаточно. Но больше всего он гордиться двумя орденами — Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» и медалью «За отвагу», которую ему вручили как ликвидатору последствий на ЧАЭС.

— А еще тогда дали премию в 50 рублей. Этих денег хватило, правда, на ужин в ресторане, жд. билет от Киева до ближайшей станции к Цулукидзе и на такси до дома. Сейчас имею надбавки к пенсии, — признается герой. — Но вот здоровье не вернешь. В 1996-м мы встречались нашей афгано-чернобыльской командой, тогда все еще были живы. В начале 2000-х начали хоронить друзей однополчан.

Ушел на гражданку «батяней»

В 1988 году Сергей Пацкевич подал документы в Киевское авиационное инженерное училище, хотя за плечами было Кировское авиационное техническое училище, и успешно окончил. В 1992 году его откомандировали в расположение Министра обороны Республики Беларусь. Получается, вернулся на родину через 13 лет. 10 лет служил в Боровухе под Новополоцком. Полк реорганизовали 30 апреля 2002 года, а военнослужащих перевели в легендарный «полтинник» (50 смешанная ордена Красной Звезды авиационная база в Мачулищах). В ней Сергей Николаевич прослужил еще 5 лет.

Уволился в запас «батяней»

— Уволился в запас «батяней», так называют командиров батальона, — говорит он. — Живу в Мачулищах.  Поэтому жужжание моторов слышу постоянно. Получаю от этого удовольствие.  Это моя молодость, моя жизнь.

По следам отца пошли и двое его сыновей. Старший был бортовым оператором связи, летал на Ми-8. В последующем — бортовым механиком на АН-26. Но по состоянию здоровья ушел с летной должности. Младший служит здесь же в 50 смешанной ордена Красной Звезды авиационной базы помощником начальника отделения идеологической работы.

— Мне нравилось летать бортовым техником. Полеты на малой высоте завораживающие. Особенно, когда под тобой считанные метры. На высоте картинка одинаковая. А вообще в школе я выбирал между двумя профессиями: или машинист поезда — в детстве зачитывался книжкой «Миколка-паровоз», или летчиком — папа служил по контракту на аэродроме, — признается собеседник и добавляет: — Все испытания, выпавшие на меня, научили меня радоваться жизни. Самому простому: солнцу, дождю, новому дню. У меня четверо внуков. И это такое счастье. Поэтому живу в удовольствие: дома не сижу колом, работаю, хожу в баню, увлекаюсь рыбалкой, а как люблю «тихую» охоту! И мечтаю, чтобы всегда светило солнце, как сегодня. Мирного неба, нам белорусам, и крепкого здоровья всем.

На днях Сергей Пацкевич отметит День рождения. Редакция МЛЫН.BY желает имениннику долгих лет жизни в здравии.

Автор статьи: Анна Меркушевич

Автор фото: Анна Меркушевич