Это продолжение статьи о модульных летательных аппаратах или гондолопланах. Увидим ли мы в ближайшем будущем широкое применение этих многофункциональных самолетов?
Эксперименты
Еще один пример предложенной в то время пассажирской гондолы не совсем обычен. В 60-е годы авиация «заболела» сверхзвуковыми перелетами, и многие производители просто не могли себе представить, что подобных пассажирских самолетов не будет в будущем. Поэтому на концепцию было потрачено много времени и средств, и начались эксперименты.
Одним из них было превращение военных самолетов в гражданские. Самым большим американским сверхзвуковым самолетом того времени был Convair B-58 Hustler, и идея приспособить его для пассажирских перевозок казалась очень привлекательной. Решение предполагало два пути: один - найти место внутри фюзеляжа - по сути, предлагал полностью изменить конструкцию самолета. И другой - использовать внешние жестки точки фюзеляжа для крепления модуля с людьми.
Первый путь в итоге оказался более практичным. Но и был сделан вывод, что создание массивных сверхзвуковых летательных аппаратов без надлежащего исследования всех аспектов этой идеи, не относящихся к самолетам, было бы неразумным.
Второй путь, предполагающий наличие пассажирской гондолы под брюхом Convair B-58 Hustler, рассматривался как промежуточное решение. Бомбардировщик почти не нужно было модифицировать - он уже нес большой модуль, в котором размещались боезаряд и топливные баки. В дополнение к некоторому оборудованию необходимо будет только разместить пять мест для сидения.
И снова модульность
Сверхзвуковые авиалайнеры сошли на нет в 80-х годах, а на смену им пришла другая тенденция - сверхбольшие самолеты. Между тем, постройка гигантского Ан-225 стала отправной точкой в Советском Союзе в развитии направления суперджамбо.
Отсюда и проект Молния-1000 Геракл. Это было детище конструкторского бюро, разработавшего космический челнок «Буран». Одна из многих двухфюзеляжных конструкций, Геракл был сначала задуман как воздушная стартовая платформа, а затем - как сверхтяжелый универсальный самолет.
Его модульность должна была стать главным аргументом в развитие идеи быстрой загрузки, наподобие проектов 50-х годов. Планировалось, что гондола с грузом будет размещаться между фюзеляжами и легко заменяться на другие. Вместо грузового модуля разрабатывался пассажирский на 1200 мест, а это примерно в два раза больше, чем вмещает Airbus A380.
Проект так и не дошел до проектирования этого модуля, да и идея на рубеже сложных 90-х в России не имела шанса.
Только спустя двадцать лет некоторые ученые решили вернуться к нему.
Новые идеи
В начале 2000-х годов мода на гигантизм в авиации, которая еще была популярна, была дополнена возрождением интереса к летающим крыльям.
Из множества предложенных в то время гигантских летающих крыльев одно было особенным. Разработанная ВВС США идея заключалась в использовании летающего крыла как носителя нескольких контейнеров, прикрепленных под брюхом. Модули представляли собой те же стандартные транспортные контейнеры, только более легкие и аэродинамичные.
Концепция сначала была исследовательской, но идея понравилась. Несколько лет спустя ее использовала швейцарская компания Clip-Air, которая предложила снова вернуться к тому, что SM.105 и XC-120 пытались сделать несколько десятилетий назад.
Компания до сих пор работает. Ее силы направлены на разработку большого самолета – летающего крыла, который будет как локомотив с вагонами - пассажирскими или грузовыми съемными гондолами - перевозимыми снизу для сокращения времени оборота. По оценкам проектировщиков инфраструктура аэропорта не потребует значительных изменений, поскольку процесс загрузки одной гондолы почти не будет отличаться от загрузки обычного самолета. Единственное важное условие, что позже его нужно будет закрепить на самолете.
Короткое видео о проекте Clip-Airs Федеральной политехнической школы Лозанны (École polytechnique fédérale de Lausanne - EPFL)
Таким образом, в видении авторов проекта Clip-Airs пассажирские гондолы пока по-прежнему транспорт будущего. Это показывает, что идея живет и что в будущем мы, возможно, будем летать в подобных модулях.
Источник: AeroTime Hub
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Читайте еще на канале