При оценке личностных стилей лидеров и последователей сложно установить критерии. Черты характера, которые могут нам показаться отклонением от нормы, могут быть очень важными для лидера. Некоторые компании могут быть дисфункциональны сами по себе и дисфункциональные люди могут в них расцвести, а «нормальные» зачахнуть. Поэтому мы рассмотрим разные стили лидерства, чтобы понять, какие из них дают людям больше возможности быть успешными.
Все в организациях, включая лидеров, вовлечены в метафорический театр. В театре разыгрываются сценарии, которые основаны на воображаемых, желаемых или вызывающих страх. Основные конфликтные темы отношений, оказывают влияние на эмоциональные и когнитивные состояния и поведения и прошлые паттерны проигрываются в настоящем.
Стоит помнить, что прототипы не являются описанием психических расстройств: каждый из них включает в себя спектр человеческого поведения, от нормального до дисфункционального, а норма и патология-понятия относительные, разные позиции в спектре. Большинство людей относятся к нескольким прототипам и ни один не доминирует в значительной степени.
Драматический тип
Драматики, излишни эмоциональны, ищут внимания, ими движет нужда быть первой в любых ситуациях любой ценой. Активно добиваются внимания других людей и чувствуют себя не комфортно, если не являются центром событий. Дружелюбный, компанейские, активные, бодрые и энергичные. Их поведение становится проблематичным, когда потребности, вызывающие такое поведение, оказываются не гибкими, повторяющимися и постоянными.
Обычно у них встречается комбинация следующих факторов:
· Чувствительны к настроениям м желаниям окружающих;
· Не способны концентрировать внимание;
· Доверчивы;
· В поиске поддержки и защиты;
· Очень хрупкая самооценка;
· Чувствительны к критике или неодобрению;
· Склонны к фантазии;
· Нетерпимы к промедлениям;
· Капризны, неискренни.
Драматики, уделяют слишком мало внимания своему внутреннему миру. Мало себя знают и понимают. Они как хамелеон, меняют свои отношения и ценности, чтобы соответствовать взглядам важных людей в своей жизни.
Часто ощущают себя маленькими детьми, вынужденными выживать в мире взрослых. Поэтому им часто кажется, что они избавлены от ответственности и вправе манипулировать другими в целях получения заботы и внимания от других. Чаще встречается у женщин.
Нуждаясь в одобрении, люди с такими чертами, подавляют в себе стремления быть агрессивными в отношении тех, кто для них имеет авторитет. Очень позитивно реагируют на тех, кто имеет власть, ожидая от них предложение помощи. При общении с людьми, которых они уважают, становятся гибкими, привлекательными, общительными.
В компаниях драматики могут быть очень успешными, потому что часто очень амбициозны. Эффективны в ситуациях, когда нужно производить впечатление. Очень приятны, обладают энтузиазмом, что поначалу вызывает желание с ними работать, но, когда ситуация выражается в компетенциях, усердии и глубине, они менее успешны. Так как часто разочаровываются и начинают скучать, они могут часто менять работу.
Контролирующий тип
Основные характеристики этой группы- бережливость, ригидность, законопослушность, упорство. Создают упорядоченный мир с помощью правил и инструкций. Постоянно пытаются соответствовать стандартам и боятся, что если они не будут этого делать, то мир рухнет.
Обычно у них встречается комбинация следующих факторов:
· Негибкость, ригидность;
· Отсутствие спонтанности;
· Упрямство;
· Склонность к обсуждению;
· Деспотичность, злость, фрустрация, раздражительность;
· Страх совершить ошибку;
· Закомплексованность и сдержанность;
· Формализм;
Люди контролирующего типа постоянно находятся в борьбе с непослушанием и сопротивлением, в перманентном конфликте, вызванным излишним контролем.
Позитивные качества контролирующего типа- высокие стандарты, ориентация на результат, моральные принципы, осторожность, бережливость и чувство ответственности. Эти качества помогают двигаться по карьерной лестнице. Но если все эти качества становятся излишне эмоциональными, то это становиться препятствием и серьезной помехой в личной жизни и работе.
Так как поддерживать баланс требует очень много энергии, люди контролирующего типа пользуются различными способами психологической защиты.
Для руководителей контролирующего типа наиболее комфортен авторитарный стиль управления. По отношению к тем, кого они считают стоящими по иерархии выше, они относятся с почтением и уважением. В тоже время к своим подчиненным они без компромиссные, осуждающе и требовательны.
Такие руководители излишне преданы работе и часто жертвуют семьей и личной жизнью ради работы. Поскольку они склоны к работе по инструкциям и правилам, то творческие способности недостаточно развиты.
Что касается лидерства, руководители контролирующего типа кажутся идеальными бюрократами.
Очень часто видят мир в черно-белых красках, они всегда правы, а другие неправы.
Нерешительность-черта, обрекающая на провал людей чрезмерно склонных к контролированию. Люди с такими доминирующими чертами не подходят на руководящие позиции.
Зависимый тип
Люди зависимого типа ждут заботы о себе и всю жизнь ведут себя, как дети, не желая взрослеть. Самооценка основывается на одобрении окружающих. Склонны к самоуничижению, боятся неодобрения окружающих.
Поведение, основанное на ощущении небезопасности, становится подчиненным и униженным. Зависимые люди выстраивают свою жизнь вокруг других.
Обычно у них встречается комбинация следующих факторов:
· Чувствуют себя неадекватными, бессильными, неэффективными;
· Функционируют только при поддержке других;
· Не уверенны;
· Требуют внимания;
· Испытывают тревогу и депрессию;
· Не испытывают радость от жизни;
· Подавлены, удручены;
· Ипохондрики;
· Держаться в тени, уступчива, подобострастны.
Склонны терять себя в других людях. Это защитный механизм, называемый интроекцией. Размывая границы между собой и партнером, таким образом зависимые личности избавляют себя от угрозы потери. Дополнительный защитный механизм- отрицание: зависимые личность, сглаживают межличностные события, притворяясь, что их никогда не было.
В профессиональной и социальной жизни зависимые люди склоны принимать каждодневные решения самостоятельно и без поддержки окружающих. Предпринимают множество усилий, чтобы снискать одобрение окружающих. Предпочитают занимать подчиненное положение.
Зависимые личности стараются избегать конфликтов. Зависимые личности не склоны становиться лидерами, отсутствие желания действовать самостоятельно, неуверенности и боязнь перемен, заставляют их предпочитать реактивность.
Зависимые личности стараются отказаться от ответственности, передать руководство другим, считая окружающих более ответственными и способными. Редко эффективны в советах и проявлениях, часто повторяя то, что говорят другие.
Маловероятно, что люди, в характере которых есть сильная зависимая составляющая, станут лидерами. Им не хватает самоуверенности и конкурентности, для этой роли.
Склонность к самоуничижению
Некоторые люди склонные к самоуничижению, подсознательно выбирают людей и ситуации, которые приводят к разочарованию, плохому обращению или провалу, даже если изначально имеют лучшие возможности. Он сами приглашаю людей воспользоваться ими. В процессе этого общения они сами создают эмоциональную и обязывающую систему, вовлекая других людей в само разрушительную сеть. Они окольными путями вымогают любовь у окружающих людей.
Обычно у них встречается комбинация следующих факторов:
· Сильное чувство несправедливости;
· Наслаждаются страданиями;
· Принимают на себя вину;
· Склонны к самопожертвованию;
· Навлекают на себя унижения и неудачи;
· Склоны к несчастным случаям.
В организациях руководители склонные к самоуничижению могут быть очень полезными. Они внимательны к другим и стремятся помочь, неконкурентные и неамбициозны. Они не любят быть в центре внимания, им лучше в роли подчиненного, чем руководителя.
Часто попадают в садомазохистские отношения с руководителями, легко становятся жертвой. Люди со склонностью к самоуничижению всегда оказываются в ситуациях ведущих к неудачам. Создают видимость препятствий, предпочитая ситуации ведущие к поражениям. Люди этого типа-плохие кандидаты в руководители им больше подходит роль подчиненных.