Найти в Дзене
ТЕЛЕУЖИН

Три пропущенных. Три отличных хоррора 2010х

Оглавление

Сегодня в подборку попали достаточно разноплановые картины, но все они весьма умные и берут на себя куда больше, чем просто создать набор скримеров. Фильм от Брайна Бертино, автора "Пустоши тьмы и зла", жуткая вариация "Похитителей тел" с привкусом "Синистера" и щекочущий нервы триллер от Аны Асенсио.

Монстр (Монстры существуют)

shot from "Monster"/2015/Bryan Bertino/birthmoviesdeath.com
shot from "Monster"/2015/Bryan Bertino/birthmoviesdeath.com

Существуют ли монстры? Люди веками ищут ответа на эти вопросы, параллельно придумывая страшные байки, городские легенды и крипи-пасты. Это интересная игра в войну с самим собой, когда одна рука накидывает невзначай куртку на входную дверь, а вторая ночью набирает сообщение другу "слушай, по-моему, в моей комнате кто-то есть, я вижу чей-то силуэт". Я не играю на стороне скептиков, но озвученная сторона вопроса, определенно, существует, и это феномен.

Кто такие эти монстры и чего они хотят? На эти вопросы мы редко получаем ответ, и если сторителлеры с охотой придумывают монстрам историю появления, то с желаниями не всегда всё понятно. Конечно, есть старина Джеймс Пи Салливан, являющийся интереснейшим объяснением существования монстров под кроватью. Но мы то здесь играем в другую игру.

Рецензия на старый уже фильм Брайна Бертино оказалась обязательной после получения мной результатов вашего, дорогие подписчики и читатели, голосования за лучший хоррор 2020. Совершенно неожиданно, вторую строчку занял слоубернер "Пустошь тьмы и зла" - фильм, которого никто не ждал и не просил. Именно Бертино снял его, следуя какому-то своему самобытному пути развития, и как видим, автор выбрал хорошую дорогу. Сегодня об истоках пути режиссера - фильме "Монстр", который в нашем прокате преподнесли как "Монстры существуют", взяв на себя ответственность за раскрытие основной темы фильма (а зря).

Вводные экраны фильма демонстрируют планирование поездки матери Кэти и дочери Лиззи, ход которой сразу расставляет акценты, вернее демонстрирует диаметральное смещение ролей - девочка Лиззи выступает, скорее, с позиции взрослого - кроме того, что она заботится о себе и думает за себя, она также "нянчится" с Кэти, подверженной зловредным аддикциям и саморазрушению. Лиззи убирается в доме и будит маму, которая снова проспала все сроки, после чего поездка начинается. В ходе последующих флэшбеков мы укореняемся в понимании, что Кэти не в состоянии держать ситуацию под контролем, тем более воспитывать дочь, так что Лиззи действительно приходится быть мамой и себе и Кэти (это чудовищное искажение, к сожалению, весьма распространено и очень травматично).

Путь, который должен привести Лиззи к попечению отца (и разрыву с матерью), лежит через глухой лес и проходит по старой дороге, которой никто давно не ездит. Скоро происходит классическая сцена, где девушки сбивают кого-то, и вынужденно останавливаются. Машина сломана, посреди дороги лежит сбитый волк, но хуже всего то, что волк был мертвым ещё до аварии - героини находят в теле зверя огромный жуткий клык (или коготь), а вскоре сбитый зверь и вообще исчезает. Кэти продолжает эскплуатировать Лиззи, отправляя её на разведку, но, к счастью, скоро удаётся вызвать полицию. Впрочем, прибывший патрульный так и не закончит ремонт машины под проливным дождем - очень скоро и он таинственно исчезнет, а героини столкнутся с жутким чудовищем, пожирающем всё, встреченное на пути.

Что прекрасно даётся Бертино - визуальная сторона. Великолепные кадры, свет фар в потоках дождя - на дождь, кажется, потратили большую часть скромного бюджета фильма, отличная работа оператора и мастеров по свету. В эту обертку режиссер прячет дремучий классический хоррор - простой и выверенный, с напряженными моментами и решениями. Но "Монстр" сидит куда глубже, чем кажется, и при этом весь на виду. Всё зависит от угла зрения. Этим работа Бертино 2015 отличается от "Пустоши тьмы и зла" - здесь, в "Монстре" дана очевиднейшая сентенция, потому и сложно понять негодование в отзывах на нераскрытую тему (откуда монстр взялся и чего он хотел) или на излишнюю банальность сюжета. Да, тут есть клишированные ходы и темы в финале. Но что есть монстр? Насколько порой он нужен нам - утилитарность местного чудища можно сравнить с зомби из "От этого песок становится красным".

Небезызвестный исполнитель спел "Чтобы стоять я должен держаться корней", но что делать с "цветами, выросшими в грязи". Должны ли они оторваться от корней, а главное - как это сделать? Ответ очевиден - победить монстра, именно победить, а не сбежать, как предлагает Лиззи её мать. Иначе, он будет преследовать вечно. Похвальная метафора о тяжелом детстве и хроническом стрессе и о пути в новую жизнь, который чудовищно тяжел, и монстра убить придется, даёт простой ответ на вопрос. Монстры существуют, что в них такого - они подчиняются простым правилам, лишь держи фонарь наготове. Со всем остальным - куда сложнее.

P.S. Поражает, почему люди запросто понимают метафору в фильме "Жизнь Пи", а тут в упор её не видят.

Они похожи на людей

shot from "They Look Like People"/2015/Perry Blackshear/youtube.com
shot from "They Look Like People"/2015/Perry Blackshear/youtube.com

Само собой разумеется, что в подборке не обошлось без странного фильма - такие перлы попадаются с завидным постоянством, что настраивает на добрый лад, ведь создатели показывают весьма необычное даже для жанра "хоррор" кино, и создают истории, заряженные самобытной атмосферой и свободные от банальных приемов. Что, в свою очередь, играет им и в минус - не раз говорил и повторюсь, что как бы мы ни ругали клише в фильмах и не жаждали чего-то новенького, нам куда проще воспринимать стандартные конструкции сюжета, а фильмы, похожие на сегодняшний, зачастую попадают в отсев.

Но поверьте, есть кино действительно ужасное, некачественное с отсутствием сюжета и игры актеров (ссылку на обзор такого трэша в новой рубрике дам внизу).

Итак, если не читать описание фильма заранее, то на старте имеем такую ситуацию - парень по имени Кристиан возвращается домой с работы и встречает поджидающего его Уайатта - старого доброго приятеля, неожиданно заявившегося из соседнего городка с визитом. Кристиан приглашает Уайатта в свой дом, а позже спрашивает, где тот собирается остановиться, и получив невнятный ответ, предлагает Уайатту кров и ночлег. Уайатт сообщает, что скоро покинет город и принимает приглашение, так что становится понятно, что он на него и рассчитывал.

 shot from "They Look Like People"/2015/Perry Blackshear/fixlist.com
shot from "They Look Like People"/2015/Perry Blackshear/fixlist.com

Начинается достаточно веселая холостяцкая жизнь, которую нарушают лишь походы Кристиана на работу, и его свидание с Марой, которое Уайатт портит своим присутствием. Но подспудно мы выясняем о Уайатте нечто - у него есть информация, он получает странные послания от незнакомцев, которые сообщают о грядущем сражении. По ночам телефон Уайатта звонит и кто-то жутким голосом рассказывает парню, как далеко "они" зашли, "они" всё ближе и ближе. Никто не понимает, кто эти "они", но выходит, что это вроде каких-то иноземных захватчиков, которые овладевают телами людей и меняют их поведение. Становится понятно, что Уайатт оставил прежнюю жизнь - работу, друзей, девушку - и не приехал в какой-то отпуск, а сбежал, потому что всех его знакомых захватили ужасные интрудеры, и Уайатт просто перестал узнавать людей. Так что дом Кристиана становится для него перевалочным пунктом, не то для подготовки к битве, не то для дальнейшего отправления в "дом с кукушкиным гнездом".

А что же Кристиан? Он замечает странности Уайатта, а вскоре случается инцидент с Марой - в одну из ночей звонящий Уайатту говорит голосом Мары, и Уайатт в открытую заговаривает с ней вживую. Только вот Мара утверждает, что она ни в каких заговорах не замешана, пугается Уайатта и сбегает, а пришедший вскоре Кристиан также получает от Уайатта инструкции о грядущей битве и захватчиках, а также имеет риск схлопотать прямой удар в голову - Уайатт очень встревожен, и, конечно, подозревает, что Кристиан тоже уже не в себе. Но всё обходится хорошо, и Кристиан не только сохраняет спокойствие, он ещё и оставляет друга у себя ещё пожить. Всё дело в том, что Кристиан тоже слышит голоса, но другие - каждый день по пути на работу он слушает банальные аффирмации и инструкции по саморазвитию и понемногу верит, что он - и вправду "скала", "уникальность" и прочее, и его карьера, казалось бы идет на лад, пока в какой-то момент его просто не выставляют прочь.

 shot from "They Look Like People"/2015/Perry Blackshear/rottentomatoes.com
shot from "They Look Like People"/2015/Perry Blackshear/rottentomatoes.com

Уайатт на какое-то время успокаивается и даже начинает разоружаться, однако встреча с Марой - тут будет единственная но действительно жуткая сцена(!) - снова переводит его на прежние рельсы, а Кристиан, которому нечего терять после увольнения не то верит Уайатту, не то решает подыграть, и друзья начинают подготовку к финальной битве.

Финальная битва пройдет в подвале, и заставит вас потратить комок нервов - саспенс тут зашкаливает, атмосфера и подача похожи на "Синистер", а концовка всё расставляет по местам и просто прошибает. Вообще, если поначалу фильм несколько затянут и нудноват, то ближе к концу от него сложно оторваться, и напряжение достигает пика к финалу, как и должно быть, при чём пик здесь действительно задран высоко. Этот скромный инди-фильм с несколькими актерами (справляются отлично), небогатый на скримеры и монстров (они и не нужны, сцена с Марой стоит сотни типовых скримеров), создаёт достоверную картинку быта двух старых друзей и умеет расположить к себе во второй половине и выстроить правильное напряжение, которое отпускает только в последние секунды. Кроме того, авторы сумели взять идею "Похитителей тел" и разыграть нестандартно одну из самых пугающих тем, вложить в фильм интересную и важную мысль, не свалившись в банальность в концовке и создав финал рискованный - он может разочаровать любителей слешеров и конспирологических гиков - но сильный.

Самый красивый остров

shot from "Most Beautiful Island"/2017/Ana Asensio/she-files.com
shot from "Most Beautiful Island"/2017/Ana Asensio/she-files.com

Как можно пощекотать нервы? Конечно, способов множество, и не каждый из вполне безопасен. Люди идут на немалые риски, чтобы получить адреналиновую встряску, но что делать, если ты слишком высоко ценишь свою жизнь, а катание на карусели "Орбита" уже не помогает? Ответ очевиден - смотреть, как рискуют другие. И для тех, кто познал разные типы удовольствий, существуют дорогие развлечения, весьма опасные для других.

В 2017 тема иммигрантов в кинематографе ещё не стала обязательным элементом повествования, и была в некоторой степень даже рискованной. Ана Асенсио, приехавшая в Штаты из Испании написала сценарий и поставила фильм, в котором сыграла главную роль, и фильм этот был номинирован на несколько престижных премий. Вероятно, по большей части, потому что в фильме Аны чувствуется понимание темы.

Главная героиня Люсиана живёт в Нью-Йорке - городе возможностей, но пока особых возможностей город ей не предоставил, как и огромному количеству таких же потерявшихся в мегаполисе людей, чужих здесь и не видящих при этом пути назад. Люсиана берётся за любую работу и подработки - присматривает за чьими-то детьми, раздаёт листовки и всё в таком духе. Однажды подруга Ольга после совместной раздачи флаеров и разоблачения из глупых костюмов, сообщает Люсиане, что она не успевает на одну весьма прибыльную и непыльную подработку, которую она описывает как "просто побыть на вечеринке". Ольга просит подменит её, и Люсиана соглашается, так что скоро она получает инструкции от подозрительного типа, и уже вечером, после череды неприятностей, явно грозящих ей увольнением с пары подработок, она приезжает к месту встречи.

Место встречи меньше всего походит на вечеринку, и больше всего походит на мрачный подвал, где девушек расставляют в начерченные на полу кружки с номерами, и приказывают ждать своей очереди. Вскоре появляются богато одетые гости, которые рассматривают девушек и уходят в другое помещение, дверь в которое - как скоро выясняет главная героиня в попытках покинуть странное место - единственный возможный путь обратно. Только что-то подсказывает ей, что не всех эта дверь выпустит обратно. Но самое странное - Ольга оказывается здесь же, в числе прочих растерянных женщин. И она отказывается что-либо объяснять.

shot from "Most Beautiful Island"/2017/Ana Asensio/filmmakermagazine.com
shot from "Most Beautiful Island"/2017/Ana Asensio/filmmakermagazine.com

Всё что происходит далее сложно назвать хоррором в прямом смысле, это скорее леденящий триллер, но сцена за дверью действительно способна пощекотать нервы и почувствовать холодок на спине (особенно если вы эмпатичны). Конечно, фильм в первую очередь затрагивает тему отстраненности, холодности и эмоционального выгорания тех, у кого есть деньги и статус, но уже нет никаких разумных способов получать удовольствие, а также тему страданий и отчаяния тех, кто вынужден становиться игрушкой для таких господ, способом почувствовать ещё хоть что-то, смотря на то, как кто-то ставит на кон свою жизнь за пару тысяч зеленых.

Но тут есть и другой уровень, и героиня Люсианы скроена именно такой для её раскрытия. Это тема полного выгорания с другой стороны, тема отчаяния и безысходности такого уровня, что становится просто всё равно до себя - ужасное жестокое состояние, которое вполне может прийтись по вкусу созданиям по ту сторону баррикад, и которое даёт анестезию ко всему, потому что ты тоже уже не можешь чувствовать ничего, и тебе такие экстремальные ощущения могут, как это ни горько, вернуть вкус к жизни.

Ещё в Телеужин:

Точно трэш - обзор фильма "Сердце дома" в новой рубрике

Четыре отличных сериала про мистику 2019-2020

Что посмотреть с другом-гиком в нашей новой рубрике

10 самых популярных сериалов на платформе Netflix за 2020

Выбор Тарантино - подборка ужастиков по рекомендациям мастера