Всем привет! Про начало нашего автопутешествия читайте здесь.
Из Валдая мы отправились прямо по М-10 в сторону Москвы, не став больше рисковать объездными путями. Но нашей целью была не столица, а город Ржев и установленный не так давно в окрестностях города памятник советскому солдату. Добраться туда можно или через Торжок, или через Тверь.
Там, где строят вагоны и шьют
Сначала мы заехали в Торжок, один из старейших городов нашей страны, расположенный на берегах реки Тверцы, притока Волги. Раньше это был крупный торговый город на пересечении водных и сухопутных путей, шедших с юга на север страны. Отсюда и название – Торжок – торг, место торговли, торговая площадь. Основан Торжок был новгородцами, долгое время входил в состав Новгородского княжества. Из-за своего пограничного положения Торжок пережил нашествие татаро-монголов, литовцев, его разоряли московские и тверские князья.
В конце 15 века город вошел в состав Московского княжества (и потом Русского государства), затем пережил Смуту и сражение с интервентами, вследствие чего был сильно разорен. Впоследствии Торжок стал важным пунктом на пути из Петербурга в Москву, развивался как торговый город, имел кожевенные заводы и различные кустарные ремесла, связанные с шитьем. Во время Великой Отечественный войны Торжок не был взят немецкими войсками и был прифронтовым городом до сентября 1944 года.
Сейчас в Торжке проживает около 45 тысяч человек, здесь до сих пор существуют швейные и кожевенные фабрики, а еще здесь строят вагоны. По дороге видели интересный плакат с призывом: «Мы строим вагоны, присоединяйся и ты». Город имеет статус исторического поселения федерального значения, и некоторые памятники архитектуры мы успели посмотреть во время своего короткого визита.
Сначала сделали остановку в комплексе Борисоглебского монастыря, здания которого были построены на рубеже 18-19 веков, но сама обитель создавалась еще до Киево-Печорской лавры и может считаться самой древней на Руси. Заложен монастырь был в 1038 году боярином Ефремом. Во время Смуты, при взятии Торжка поляками, и после пожара в 18 веке монастырь сильно пострадал. Поэтому современный вид обители можно отнести к архитектуре конца 18 – начала 19 веков. При Советском Союзе на протяжении 50 лет на территории монастыря была тюрьма. В 90-е годы на территорию вернулись православные, сейчас ведется реставрация.
Второй интересный памятник архитектуры – сохранившийся и переживший перипетии истории деревянный Старо-Вознесенский храм Тихвинской иконы Божьей Матери на правом берегу Тверцы. Храм был основан в 1653 году, впоследствии несколько раз перестраивался. Внутренне убранство было утрачено еще до войны, и в 80-х здесь проводились реставрационные работы. К сожалению, во время нашего посещения храм был закрыт, и мы смогли полюбоваться им только снаружи.
Глядя на панораму города с высоты берега Тверцы, мы сбились со счета, сколько над крышами домов выглядывало куполов и луковичных главок церквей и храмов. Красивый город Торжок с богатейшей историей. Жаль, что мы были там лишь проездом.
Мы хотели проехать до Ржева через Торжок, но дорога за пределами города оставляла желать лучшего, и мы, помня предыдущие приключения, решили все-таки вернуться на федеральную трассу и добираться через Тверь.
Город, которому не повезло
В саму Тверь не заезжали, мы там уже бывали – гостили как-то у знакомых. Поэтому по объездной свернули по направлению к Ржеву. От М-10 до него 130 километров. Дорога здесь более-менее, в основном сносная, и мы добрались до мемориала к закату. Ночевали в городе, и утром снова сделали остановку у памятника.
Изначально у нас был план поставить палатку на берегу водоема рядом с монументом, но не знали, что на тот момент там развернулся огромный лагерь Международной поисковой экспедиции Российского военно-исторического общества «Ржев. Калининский фронт», которые занимаются поиском останков павших бойцов. В этой экспедиции задействовано около семисот участников из России и ближнего зарубежья. На данный момент они подняли останки 131 человека, обнаружили 26 медальонов и только что установили три новых имени бойцов, родственников которых теперь разыскивают. Подробнее можно прочитать здесь.
Ржев – первый город на Волге по ее течению, он находится в двухстах километрах от истока. Сейчас в нем проживает около 58 тысяч человек. Ржеву исторически очень не повезло. Город был основан еще в 12 веке, много раз переходил из рук в руки, так как был мощной крепостью вблизи западных границ русских земель и важным пунктом на торговом пути. За Ржев постоянно шла борьба между княжествами, его то меняют на Углич, то отдают литовцам, то дарят тверскому князю, то делят на части, и так продолжается до 16 века, когда Ржев уже окончательно входит в состав централизованного Русского государства. В Смутное время Ржев осаждали поляки, и только после их изгнания город восстанавливается и спокойно развивается. С приходом к власти династии Романовых, Ржев становится городом извозчиков и постоялых дворов из-за своей близости к большим дорогам.
Во время правления Петра город превращается в один из важных торгово-промышленных центров Российской империи. Так продолжалось до строительства железных дорог, из-за которых значение торгового пути через Ржев несколько снизилось.
Из других интересных фактов: Ржев – город старообрядцев. Половина населения Ржева считалась старообрядцами и жила на одном берегу реки, а на другом берегу жили те, кто поддерживал реформы Никона.
«Мы за Родину пали…»
Во время Великой Отечественной войны Ржев был занят немецкими войсками. Это произошло уже в конце октября 1941 года. Бои подо Ржевом считаются самыми ожесточенными, самыми кровопролитными и катастрофическими по потерям с обеих сторон. О Ржевской битве долгое время мало что говорили, и до сих пор некоторые ортодоксальные историки предпочитают словосочетание «Ржевская битва» не использовать. Все дело в том, что эта битва считается большой тактической неудачей, ошибкой командования Сталина, поставившего задачу за неделю овладеть Ржевом.
Но сражение, продлившееся в итоге четырнадцать месяцев, не было сражением за город. Стояла задача уничтожить основные силы немцев на Ржевско-Вяземском плацдарме из-за его близости к Москве. Ведь немцы отсюда планировали решающее наступление на столицу. В январе 1942 года была начата Ржевско-Вяземская операция, была прорвана вражеская оборона в 20 километрах к западу от Ржева, но немцы ожесточенно сопротивлялись, их авиация атаковала наши части, преимущество в технике было на стороне врага.
Летом и осенью 1942 года проводилась Ржевско-Сычевская наступательная операция. По воспоминаниям участников боев, это была «не война, а побоище». Советские войска, находившиеся в более тяжелых условиях, чем немцы со всем их оборудованием и техникой, несли большие потери и снова получали пополнение. Летние бои оказались самыми кровавыми. В воспоминаниях многие бойцы рисуют жуткие картины с усеянными телами полями и багряными от крови реками.
Эта операция продолжилась боями на улицах на городских окраинах. Немцы удерживали город, но он постоянно находился под обстрелом. Так что враг уже не мог пойти из Ржева на Москву. Отчасти задача была выполнена.
Всего семнадцать месяцев город находился во владении немцев. Велась жесткая пропаганда, действовал концлагерь, всех трудоспособных выгоняли на строительство оборонительных укреплений, люди погибали от голода, обстрелов и бомбежек, в том числе и со стороны своих. Ржев так долго был опорным пунктом немцев, что теперь должен быть уничтожен.
Через год после начала первой операции, когда был освобожден город Великие Луки, Гитлер дал разрешение на отвод немецких войск. В начале марта немцы оставили Ржев, заминировав все вокруг, включая оставшихся в живых местных жителей, которых согнали в старообрядческую церковь. Через несколько дней их спасли советские саперы. Из более пятидесяти тысяч жителей Ржева до конца войны дожило меньше одного процента. Сам город был практически разрушен.
«Операции сопровождались большими человеческими и материальными жертвами с обеих сторон. Так, безвозвратные и санитарные потери советских войск, а также пропавшие без вести, попавшие в плен в четырех наступательных операциях подо Ржевом превышают общие потери советских войск в Сталинградской битве», - говорит Светлана Герасимова, историк и автор книг о Ржевской битве.
В общем, из всего того, что я прочитала о сражениях подо Ржевом в открытых источниках (до сих пор, кстати, есть засекреченные документы), могу сделать вывод, что Ржев – это большая кровопролитная трагедия. Участники ожесточенных сражений, сгинувшие на полях Ржевско-Вяземского выступа, заслуживают исторической правды и увековечивания их памяти.
Исходя из этих соображений недавно в семи километрах от Ржева был воздвигнут памятник советскому солдату, который представляет собой 25-метровую фигуру молодого бойца в гимнастерке и плащ-палатке, распадающейся на мелкие осколки и превращающейся в стаю журавлей, как в той самой военной песне. На подступах к центральной статуе с двух сторон установлены стены с бесконечным количеством имен павших бойцов. Под памятником написаны строки из стихотворения Твардовского: «Мы за Родину пали, но она – спасена».
Монумент нам понравился. Скульптура смотрится внушительно и грандиозно, передает именно те чувства, которые испытываешь, когда читаешь подробности и обстоятельства Ржевской битвы.
Правда, место для такого мемориала не самое удачное, как мне показалось, так как возле трассы М-9 очень шумно из-за снующих туда-сюда фур. Хочется видеть такой памятник в более тихом и спокойном месте.
Из Ржева мы уехали утром следующего дня, проторили путь с одной федеральной трассы на другую, минуя Москву. Задели немного Калужскую область, много ехали по Московской и Тульской, к вечеру добрались до Липецкой области, где и заночевали, поставив палатку у небольшого водоема в отдалении от трассы.
Пройдено: 963 километра. Всего: 1410 км. Следующая остановка: Воронежская область.
На этом пока всё, всем привет из Липецкой саванны!
Еще в этом блоге:
А еще у меня есть Инстаграм, где я публикую истории и фотографии, а повседневные заметки из путешествия можно читать в Телеграме.