Ну, вот и православные добрались до Страстной недели, в воскресение будет Пасха. В связи с этим очень актуальный вопрос задали. Как сложились те утренние и вечерние молитвы, которые сейчас размещены в молитвословах?
В СРЕДНИЕ ВЕКА ЧАСТНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ НЕ БЫЛО
Историю утреннего и вечернего молитвенного правила (так официально называются утренние и вечерние молитвы) удобно проследить по книжкам - до нашего времени дошло достаточно книжной продукции, как минимум, с начала славянского книгопечатания.
И вот здесь нас ожидает сюрприз - до XVI века рукописных, а сразу в XVI веке печатных индивидуальных молитвословов просто НЕТ. Видимо, не пользовалась спросом такая книжка.
Логично - рукописная книжка в Средние века - вещь очень дорогая. Освещение такое, что пишут её достаточно крупными буквами - книжный блок получается немаленький. Обрамляли его в доски - в кармане книжку не унесёшь. И всё равно для того, чтобы читать, нужно светить прямо в страницу, то есть, нужны свечи. Для крестьянской избы свечи - вещь слишком дорогая, плошка с маслом, в которой плавает фитиль, дешевле, но её близко к странице не поднесёшь.
А ЧТО БЫЛО
Древние книги, которые мы знаем, связаны были с храмовым богослужением. Наибольшее распространение из маленьких и простых имели "Часовники" - краткие "Часословы" - тексты "Часов" - особых молитв, которые в древности читались в храме четыре раза в сутки, а теперь часть из них читается перед литургией.
Часовники были популярны, во-первых, потому, что часы может прочитать мирянин-чтец без священника. Во-вторых, часы, по-видимому, были первым чтением, которое осваивал в то время грамотный человек, который в дальнейшем хотел служить или читать в храме. В принципе, больше крестьянину уметь читать было не для чего - не сельскохозяйственные же энциклопедии он читал.
Кстати, читать в Древней Руси тоже учили по Часовникам - сохранились издания, где в начале приплетены слоги. Именно поэтому в Московской Руси не особо распространены были буквари. Да и букварь Ивана Федорова включал большие куски Часов.
А МОЛИТВЫ-ТО ОТКУДА?
А вот здесь сложность. В современном виде утренние и вечерние молитвы впервые появляются в молитвословах XIX века. Со светом в это время уже все гораздо лучше, книги - печатные, переплеты - картонные, а главное - дворянство ведет совершенно светский образ жизни, и с храмами, и с монастырями мало связанный. Ему остро нужно какое-то молитвенное правило.
В монастырях, кстати, молитвенное правило другое - там и отрывок из Евангелия, и пятисотица (пятьсот раз прочитанная молитва "Господи, помилуй мя грешного"), и избранные каноны и акафисты; и это не считая обязательного посещения служб.
А вот с мирским правилом понятно только, что начальные, вступительные молитвы для утренних молитв взяты из Полунощницы - особой службы, которая в монастырях бывает ночью или рано утром, до литургии. В вечерних молитвах такой же вступительный кусок взят из Повечерия - поздневечерней службы некоторых дней.
Происхождение остальных молитв неясно. Кстати, имена Отцов Церкви, которыми подписаны некоторые молитвы, могли появиться там произвольно. В Средние века существовала традиция приписывать сочинения авторитетным авторам для большего веса.