Ровно также как с другими навыками и порогами развития, возраст, в котором малыш учится языку и начинает говорить, может варьироваться. Знания о развитии языка и речи могут помочь родителям выяснить есть ли повод для волнения.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ РЕЧЬ ОТ ЯЗЫКА?
· РЕЧЬ - это вербальное выражение языка, которое включает артикуляцию (то есть способ формирования звуков и слов).
· ЯЗЫК – подача и получение информации. Это также про понимание и возможность быть понятым посредством коммуникации – вербальной, невербальной и письменной.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЯЗЫКОВАЯ ИЛИ РАЗГОВОРНАЯ ЗАДЕРЖКА?
Хоть разговорная и языковая задержка – вещи разные, но зачастую они пересекаются. Например:
· Ребёнок с языковой задержкой может произносить слова хорошо, но вместе связывать лишь пару слов.
· Ребёнок с разговорной задержкой может использовать слова и фразы для выражения идей, но это трудно к пониманию.
КАКИЕ ЕСТЬ ЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ ЯЗЫКА ИЛИ РЕЧИ?
Ребёнок, который не реагирует на звуки или слова сразу же должен быть проверен у доктора, это первое. Но часто для родителей довольно сложно различить если у ребёнка процесс формирования языка или речи лишь несколько затянулся, или же существует большая проблема.
Давайте наглядно разберёмся с вопросом. Вам следует идти к врачу, если ребёнок:
· К 12 месяцем: не использует жестов, таких как указывание на предметы или махание рукой (пока-пока)
· К 18 месяцем: предпочитает жесты вокализации (произношению слов) для коммуникации
· К 18 месяцем: есть проблемы со звукоподражанием
· Есть проблемы с пониманием простых речевых запросов
· К 2 годам: может лишь имитировать речь и действия, но нет спонтанного выражения слов или фраз
· К 2 годам: произносит лишь некоторые звуки или слова, повторяя их, но не может использовать устный язык для коммуникации, подходящей более, чем для определения текущих потребностей
· К 2 годам: не следует простым указаниям
· К 2 годам: есть необычный тон голоса (скрипучий или назальный звук)
Также следует обратиться к врачу, если речь ребёнка сложнее к пониманию, чем подобает этому возрасту:
- Родители и воспитатели должны понимать около 50% речи ребёнка к 2 годам и около 75% к 3 годам
- К 4 годам, ребёнок должен быть понят практически всегда, даже людьми, которые его не знают.
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЗАДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫША?
- Повреждение речевого аппарата, такие как проблемы с языком или нёбом (верхняя часть рта)
- Короткая уздечка (изгиб под языком), которая может препятствовать движению языка
Многие детки с задержкой речи обнаруживают проблемы с моторно-речевой функцией. Это происходит ввиду проблем с областями мозга, ответственными за речь. Такие проблемы способствуют осложнению в координации подвижности губ, языка и челюсти для воспроизведения речи. Такие детки также подвержены осложнениям при приёме пищи.
Проблемы со слухом также могут воздействовать на речевую функцию. Таким образом, специалист в аудиологии должен сделать тест на проверку слуха малыша, когда речь идёт о речевой дисфункции. Малыши с ухудшенным слухом могут иметь проблемы с произношением слов, пониманием, звукоподражанием и использованием языка в целом.
КАК ДИАГНОСТИРУЕТСЯ РЕЧЕВАЯ ИЛИ ЯЗЫКОВАЯ ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ?
Если есть подозрения на проблемы, связанные с речью, необходимо посетить логопеда. Вы можете сами найти специалиста либо обратиться к Вашему педиатру, чтобы он направил Вас к логопеду.
Логопед определит разговорные и языковые способности ребёнка при помощи стандартизированных тестов, а также проверит на соответствие этапов развития речи возрасту.
В логопедическую проверку также входит:
· Что ребёнок понимает (так называемая рецептивная функция языка, принимающая)
· Что ребёнок может сказать (экспрессивная функция языка, выражающая)
· Производство звука и ясность речи
· Статус моторно-речевой функции языка (каким образом рот, язык, нёбо и другие части речевого аппарата взаимодействуют друг с другом при воспроизведении речи, а также приёме пищи и глотании)
В зависимости от результатов, логопед может порекомендовать языковую терапию для Вашего ребёнка.
КАК РЕЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ?
Логопед будет работать с малышом для улучшения разговорной и языковой функций и способностей, а также покажет Вам, что делать для этого дома.
КАК МОГУТ ПОМОЧЬ САМИ РОДИТЕЛИ?
Поддержка родителей очень важна для преодоления проблем с языком.
Вот несколько способов улучшить речевое развитие малыша дома:
· Фокус на коммуникации.
Больше разговаривайте с малышом, пойте песенки и всячески поощряйте имитацию звуков и жестов.
· Читайте Вашему ребёнку.
Начинайте читать, когда он(она) ещё младенец. Найдите соответствующие возрасту издания с картинками, чтобы ребёнок сопоставлял услышанное увиденному.
· Используйте ежедневные ситуации.
Чтобы выстроить речевые и языковые навыки, разговаривайте в течение всего дня. Называйте еду поимённо в магазине и дома, объясняйте что и как Вы готовите, почему и при помощи чего Вы убираетесь дома, указывайте на объекты, называя их, что находятся в Вашем доме. Не надо усложнять, но избегайте улюлюкания.
Выявление и работа с речевой и языковой задержкой является лучшим выходом из ситуации. В случае серьёзных подозрений, не стесняйтесь пойти к врачу.
PS. С самого детства я озвучивала все свои действия с малышками, а со старшей старалась ещё как можно чаще говорить на английском. В результате даже младшенькая в 2 года знает и рассказывает более 20 стихов. Говорите с любовью и Ваши малыши тоже полюбят говорить.