Найти в Дзене

Г О Т Э М: Возведение (часть 2)

Оглавление

Вторая статья из цикла рецензий о сериале «Готэм». Настало время второго сезона. С первой статьёй можно ознакомиться здесь.

СЕЗОН 2 — Развитие (возведение)

Готэм (2 сезон).
Готэм (2 сезон).

Семечко безумия, которое было заронено в первом сезоне эпизодической ролью Джерома Валески и взращено Огром в Барбаре Кин (Эрин Ричардс) — бывшей невесте Джима Гордона — теперь начинает прорастать и проникать в Готэм.

Своё развитие получает небезызвестный Аркхем, появлявшийся в первом сезоне всего на пару серий — психлечебница для психически нездоровых преступников Готэма, в подвалах которой располагается лаборатории Индиан-Хилл под руководством профессора Хьюго Стренджа (Брэдли Дэррил Вонг), где тот ставит чудовищные генетические эксперименты над людьми. В 22 серии выясняется, что за ним стоит «тайное правительство» Готэма (намёк на Суд Сов в следующем сезоне).

Если говорить кратко, то в первую половину этого сезона Тео Галаван — наследник одной из семей-основателей Готэма, Дюма — мстит с помощью боевых монахов-сектантов роду Уэйнов, по пути привнося щепотку безумия в город в следствие своего комплекса белого рыцаря, а вторую половину Хьюго Стрендж проворачивает в лаборатории свои тёмные делишки, в третий раз (!) воскрешает Фиш Муни, и по разу Тео Галавана и еще парочку ребят, предоставляя им новую личность; всем, кроме Фиш, она сохранила сознание и теперь заставляет людей повиноваться с помощью вживлённого ей гена каракатицы (вот тут я уже почувствовал душный привкус грядущего сезона), и его чудики в последней серии сбегают в Готэм, предваряя начало хаоса.

К сожалению, об этом сезоне, даже в отличие от третьего, кроме пересказа сюжета, мало что можно сказать. Этот сериал хорошо расширяет вселенную Готэма, прекрасно двигает сюжет вперёд, как локомотив, который едет по промасленным рельсам. Но вот, даже нажав на тормоз, ты не сможешь остановиться для размышлений; остановившись же, поймёшь, что рассуждать-то практически не о чем.

Подробнее в этом сезоне можно остановиться разве что на становлении Загадочника (Риддлера). Эдвард Нигма в начале сериала предстаёт перед нами в качестве надоедливого, но гениального судмедэксперта GCPD. В конце первого сезона он в целях самозащиты совершает первое убийство, что является толчком к его встрече со вторым Я, Загадочником. Думаю, следует рассмотреть эти две личности в их взаимоотношении и сравнить Эда с его альтер-эго.

-3

Загадочник в начале второго сезона предстаёт перед нами в качестве более решительной, уверенной и циничной версии Нигмы, которая может позволить себе всё, что, как она считает, её по праву. В конце первого сезона альтер-эго Эдварда ещё не имеет визуального обличия и предстаёт лишь в качестве отдельных обрывках, обрамляющих путь Эда к сумасшествию. Во втором сезоне Загадочник уже визуально отделяется от Эда. Их первый разговор «с глазу на глаз» происходит в туалетной комнате участка. Нигма снимает очки, умывается и видит в зеркале перед собой беседующее с ним отражение (именно в таком виде ему долгое время будет являться альтер-эго; вполне вероятно, что оно зародилось, когда ). Это говорит о том, что Загадочник только начинает сознавать свою личность; они ещё почти тождественны с Эдом, отделяются лишь некоторые ценностные установки. В конце разговора Нигма надевает очки и уходит, как бы выставляя границы между собой и его вторым Я.

С течением времени Загадочник «выходит из зеркала». Визуально он ещё похож на Эда, но уже позволяет себе определённые вольности вроде расстёгнутого пиджака. Нигма начинает прислушиваться к его советам; так вожделенный ему роман с Кристин Крингл, архивариусом участка (это её парня-мудака он убил в первом сезоне) становится реальностью. Возможно, это становится одним из первых шагов к принятию Эдом Загадочника. Так или иначе, Риддлер уже меняет по своему усмотрению рубашку со светлой на тёмную, обретая всё большую и большую самостоятельность. В 7 серии, когда Эд по неосторожности убивает Кристен, не готовую принять его убийцей, Загадочник не просто меняет внешний вид — он уже берёт управление в свои руки, пока Нигма находится в бессознательном состоянии, и, бросая вызов Эду, привнося в жизнь «more fun», избавляется от тела возлюбленной Нигмы, оставляя для того загадки на пути поисков оного. Первое их символическое воссоединение в одном теле, после 22 серии первого сезона, когда Загадочник только зародился, происходит в той же 7 серии, когда Эд, с подачи Риддлера, понимает, что получил удовольствие от процесса «хождения по краю»; причём показано это в той же манере, что и в 22 серии 1 сезона; альтер-эго словно становится нестабильным и проникает в сознание Нигмы.

Закапывая тело Кристен в лесу, Эдвард уже спокойно убивает человека, который набрёл на место его «чаепития». Там же в лесу Нигма находит раненого Пингвина и спасает его. Он хочет видеть в Освальде наставника в мире преступности, но тот опустошён и не видит смысла возвращаться на преступную тропу. Для понимания происходящего обратимся к тому, что именно прошёл Пингвин до встречи с Эдвардом.

Тео Галавану требуется для своего акта мести совершить ряд незаконных действий, однако сам он не хочет быть замешанным ни в одном из них. Он похищает мать Кобблпота, с целью использования её в качестве рычага давления на Пингвина. Тут же стоит отметить главное положительное качество Освальда; он безумно любит маму, за что, судя по всему, всегда подвергался нападкам. В связи с этим, отчасти, мать для него приобрела сакральное значение как единственный любящий его человек в этом жестоком мире. Это лишь лишний раз убеждает нас в силе его привязанности к ней; он не подстраивается под окружающий мир и не отдаляется от матери. Этим же объясняется его склонность к маскировке истинных своих мыслей и целей.

Весь первый сезон фигура матери для него как нерушимая святыня. Мать — единственный человек, кого он бережёт. Вспомнить только, как сильно задел его Марони, попытавшийся открыть Гертруде глаза на тёмные делишки её сына! И вот во втором сезоне этой святыне сначала угрожают, а после её вовсе подло уничтожают; и всё это из-за Освальда! Как бы он ни старался защитить её от себя, это ему, в конечном итоге, так и не удалось. Её смерть не оставит в покое его сердце вплоть до конца четвёртого сезона и начала пятого; сначала он убивает Бутча, своего друга, только чтобы любившая его убийца Гертруды Каппельпут, Табита Галаван  — сестра Тео, также известная как Тигрица, — почувствовала ту же боль утраты, что и Освальд; закономерно Табита жаждет мести, и Пингвин во время поединка убивает её.

Стоит отметить, что для Кобблпота важен принцип «око за око», а следовательно и право мести для него священно. Более или менее священно, чем мать? Это уже вопрос, на который ответить сложно. Право мести и любовь к матери никогда не вставали у него в одной системе координат.

Что же ещё отметить? Пожалуй, стало интереснее наблюдать за развитием Брюса и его отношений с Селиной. Этому в сериале уделяется всё больше и больше времени, и не зря. Подробнее об этой паре поговорим в одной из следующих частей.

Что в итоге?

Второй сезон прекрасно расширяет мир "Готэма", он был создан ради этого, судя по всему; однако на деле мы имеем много экшена, много персонажей, и отчаливающие остатки здравого смысла.

Как кино под попкорн сезон хорош, но оригинальная задумка и тон претерпевают серьёзные изменения, из-за чего сериал сдаёт позиции.

СЕЗОН 2 — 7 из 10 — расслабься и получай удовольствие

-5