Начало
История появления гитары неоднозначна. Самые ранние упоминания относятся ко II тысячелетию до н.э. и далее по возрастающей, но эти инструменты настолько далеки от современной гитары, как современные люди от обезьян.
Следующие упоминания датируются III—V веками, появляются инструменты с корпусом из деки и обечайкой на которые натягивали струны (или одну струну, сделанную из жил животных), напоминают наши, русские, гусли.
В Европе первые упоминания относятся к латинской и мавританской гитаре около VI векам. Вся информация о них основывается на надгробных рисунках, миниатюрах из скрипториумов (мастерских по переписке рукописей), псалтырях и т.п. В общем-то гитары мы там не видим, но вот рисунки «ситары с грифом», и различные миниатюры, где можно лицезреть струнно-щипковые музыкальные инструменты, имеющими основные очертания гитары: корпус с резонатором, грифом и головой с колками. Струны (от 3 до 6) крепятся на круглый выступ у нижнего края корпуса, а звукоизвлечение происходит плектром (по-современному - медиатора).
Слово cithara (лат.) - «кифара» происходит от греческого слова и в эпоху средневековья приобретает формы: kitaire, quitaire, quitarre.
Уже в средние века (XV—XVI) появляется инструмент под названием виуэла (струнный щипковый музыкальный инструмент), также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.
Становление
Испанская гитара
Испания, в средние века, становится одним из главных центров восхождения гитары. В XV набирает популярность созданная в Испании гитара с пятью двойными струнами (1-я струна, иногда, бывала и без дублёра). Эти инструменты стали именовать испанские гитары. В конце XVIII века испанские гитары эволюционируют и на них появляются 6 одинарных струн, также всё больше и больше произведений пишется именно для этих инструментов.
Английская гитара
Во второй половине XVIII в. начинает завоёвывать популярность простой в освоении музыкальный инструмент, рода цистр, она также же получила известность как инструмент бродячих музыкантов. Количество струн в английской гитаре - 10. Первые четыре - парные. Звучание настраивалось в повторяющейся открытой C: C (До) - E (Ми) -G G (Соль)-cc (До)-ee (Ми)-gg (Соль). В общем, по строю, три разные струны, просто повторялись заново, почти как на нашей балалайки (только с большим количеством струн), а по внешнему виду более похожа на домру. Имелись вариации с 12 струнами настроенными в унисон. Именовать "Английская" этот инструмент стали, чтобы отличать его от шестиструнной испанской гитары, которая впоследствии, в силу своей большей популярности вытеснила английскую гитару из массового пользования,
Русская гитара
В Россию испанская гитара попадает в XVIII веке, не без помощи итальянских композиторов и музыкантов, работающих в России. В начале XIX века в Российской Империи быстрыми темпами начинает набирать популярность семиструнная гитара, соединив в себе особенности английской и испанской гитары и получив название "Русская гитара". Её основной отличительной чертой стал строй, который отличается от классической шестиструнной гитары, также струн на ней уже 7 в отличии от пятиструнной испанской версии или десятиструнной английской гитары.
Принцип строя русской семиструнной гитары более похож на английский вариант, только если там был строй:
g1, e1, c1, G, E, C,
То в русской гитаре аналогично, но от другой ноты + 7 струна Ре (D):
d1, h, g, d, H, G, D
А вообще, по строю могут быть и другие варианты, например:
цыганский строй, строй Open G, классический семиструнный вариант строя, поэтому нет жёсткой регламентации: "Вот Вам такой строй и точка!"
Современная классическая гитара
Как для скрипачей - Страдивари, так для гитаристов - Антонио де Торрес Хурадо, именно так звали первого мастера, который изобрёл классическую испанскую шестиструнную гитару в том в виде, который сейчас есть. Родился он в Испании 13 июня 1817 года, где начал свою деятельность учеником в мастерской известного музыкального мастера Хосе Пернаса. Но прежде чем появятся новые инструменты Торреса, пройдёт примерно 30 лет, видимо, за всё это время он набирался опыта и, главное, становится новатором.
Торрес объединяет все знания и наработки прошлых лет. То есть он не изобретает гитару с нуля, но, взглянув по-новому на существующие инструменты, большие и маленькие, 5-ти, 6-ти, 10-ти, 12-ти и так далее струнные инструменты (струн было так много, так как они были объединены парами)
В отличие от предшественников, Торрес сконцентрировался именно на звуке гитары и удобстве игры исполнителя. Он сделал корпус гитары больше, чем у большинства мастеров до него, так как именно глубина дэки и её размер, определяет характер, красоту звука, сустейн (длительность или продолжительность звука) и удобство игры. Также Антонио де Торрес избавился от ненужной разнообразной инкрустации и путем долгих экспериментов установил значение мензуры (расстояние от нулевого порожка до струнодержателя, в общем это длина колеблющейся части струны) = 650мм (25.6 дюймов)
Разработанная им форма и глубина дэки стала намного лучше выглядеть, а также прекрасно соответствовать физическим размерам большинства гитаристов. Удобство игры сидя, опирая гитару на приподнятую левую ногу, было воспринято с восторгом у музыкантов того времени. Потому как форма многих инструментов, предшественников современной гитары, была округлой формы, а такой инструмент крайне неудобно держать на ногах и занятия возможны только стоя, что ведёт к физической усталости и, соответственно, неудовлетворённости от процесса упражнений. Новая же посадка, дала исполнителям на гитаре больше времени для занятий без усталости и значительно облегчила игру на верхних позициях.
Инструменты Торреса, в следствии обновленной конструкции, были более насыщенны высокими частотами, что позволяло увеличить диапазон экспрессии от самых тихих звуков (пианиссимо) до самых громких (фортиссимо). Пропорции дэки, верхней её части и нижней представляли собой восьмёрку, что по настоящее время используется почти в каждой современной классической гитаре.
Современная акустическая гитара
Для понимания следующего материала и разницы определим:
Классическая гитара - испанская акустическая гитара с шестью нейлоновыми струнами, примерно одной формы дэки, родоначальником которой считается Антонио де Торрес Хурадо.
Акустическая гитара - акустическая гитара с шестью железными струнами, с разными формами дэки и их названиями.
Итак родоначальником акустической гитары с железными струнами считается Кристиан Фредерик Мартин (Christian Frederick Martin), основатель гитарной фирмы Martin&Co, которая и по сей день является эталоном качества акустических гитар. Родился он в 1796-м году в Германии в семействе мастеров гитарного дела. В возрасте 15-ти лет, его отправляют на учёбу в Вену к одному из лучших гитарных мастеров тех времён. Повышая свои навыки, день за днем, Кристиан очень быстро изучает искусство и быстрыми темпами познаёт все хитрости учителя, а возвратившись домой открывает свою мастерскую по производству и продаже гитар.
Но, так как в то время в Германии, чтобы законно заниматься каким-либо видом деятельности (ремесленичеством) нужно было обязательно быть привязанным к соответствующим профорганизациям или гильдиям, к которым молодой Мартин не принадлежал.
Хотя по другим данным, в те времена была очень сильная конкуренция, которую, Кристиан не выдерживает, больше в психологическом плане, а для творческого человека, как мы знаем, нужна соответствующая обстановка.
И, в следствии этих событий, в 1833 всё семейство Мартинов перебирается в США, а также перевозит с собой всё свои производство под названием C. F. Martin&Co.
Производство
С течением времени, концертные залы увеличивали свою вместительность, что непременно требовало увеличения громкости, что стало реальной проблемой, так как усиления звука в те времена ещё не существовало, а громкости звука классической акустической гитары было уже недостаточно.
Во время производства гитар, Мартин столкнулся с данной проблемой, у которых был определённый предел по громкости, и этот предел, Мартин желал непременно расширить. Эту проблему решить ему удалось, а решение было простое, на гитару начали ставить стальные струны, в отличие от использовавшихся на "классике" - жильных. Натяжение железных струн намного сильнее нейлона (и жильных струн также), вследствие чего, пришлось очень хорошо поработать с корпусом будущей гитары и его габариты пришлось увеличить, так как выдержать он должен был существенно большие нагрузки, чем корпус классической испанской гитары.
Для этого Мартин делает своё именитое изобретение - усиленное крепление каркаса корпуса в виде буквы X. Именно это нововведение принесло Мартину успех, популярность и имя.
Фолк-гитара
Если испанская гитара стала носить имя "классическая", то свою гитару Мартин назвал: "Фолк-гитара" (Folk).
Дека фолк-гитары больше классической гитары, из-за усиленного каркаса, как мы уже рассмотрели выше, но, как ни странно, гриф стал тоньше и более округлый. Это повлияло на удобство игры на гитаре, так как расстояние между струн стало меньше, лучше от этого или хуже решать вам, как говорится: "каждому своё". Звук стал громче и ярче, в сравнении с "классикой". Также, гриф фолк-гитары снабдили железным стержнем - анкером, для избежания его деформации (ненужных изгибов и закруток) и удобства регулировки.
Были и ещё изменения по сравнению с классической гитарой, давайте выведем все преобразования в небольшой список:
- Увеличение корпуса гитары.
- Создание дополнительного X-образного каркаса для усиления крепления корпуса гитары,
- Изменения количества ладов с 19 на классике до 20-22 на фолк-гитаре,
- 14 лад в классической гитаре занимает место на деке, напротив в гитарах с железными струнами стали делать соединение грифа с декой в районе 14 лада,
- Смещения струнодержателя немного ближе к резонаторному отверстию,
- Замены обвязывание струн на струнодержатель креплением их с помощью зажимов.
- Изменение головы грифа (теперь в нём просверливали отверстия, в отличие от "классики", где было боковое крепление колков)
- Внедрение анкера в гриф гитары,
- Замена жильных струн металлическими.
Другие виды корпусов гитар
Выделим, пожалуй, самые ходовые корпуса гитар:
Дредноут (Dreadnought)
Этот корпус акустической гитары был разработан фирмой Martin&Co d 20-х годах 20-го века и на данный момент это самый популярный вид корпуса акустической гитары. Дредноут это немного доработанная фолк-гитара с увеличенной декой, которая имеет более «прямоугольную» форму. Увеличенная дека гитары расширяется внизу, можно сказать что инструмент стал иметь широкую талию. За счётам всех этих изменений получается более звонкий и насыщенный низкими частотами звук. Такой инструмент хорош для игры аккомпанемента в ансамбле, да и просто песен под гитару.
Auditorium/Orchestra Model
Ещё одно детище фирмы Martin&Co. Гитара такой конструкции очень удобно опирается на ногу, в те моменты, когда вы играете сидя, также у неё хороший верх, дающий звенящее звучание. Гитары Auditorium, иногда встречается название Orchestra, у них есть небольшая разница в мензуре. У Auditorium — 24,9 дюйма, у Orchestra Model — 25,4 дюйма. Они идеально подходят для записи в студии, но и для оркестра или ансамбля тоже хороши, что следует из названия). Гитары с данными формы классифицируются по размерам:
- «O» - малая,
- «OO» - средняя,
- «OOO» - большая,
- «OOOO» - очень большая,
- OM» - оркестровая, для игры пальцами.
Гранд Аудиториум (GrandAuditorium)
Гитары с этим названием имеют не такую широкую деку как гитары Dreadnought, можно сказать что они являются обладателям узкой талии. В итоге, многим гитаристам такая форма гитары более удобна. Но, не смотря на это, такие инструменты обладают вполне хорошим звучанием в районе средних и высоких частот, что положительно влияет на читаемость инструмента в ансамбле, при игре солирующих партий.
Джамбо (Jumbo)
Увеличенный вариант фолк-гитары, создан в 1937 году фирмой Gibson. Он стал очень популярным у кантри, блюз и рок-гитаристов. Эти гитары, имеют большой (если не огромный) корпус. Низ "восьмёрки" деки имеет более округлые формы, немного меньший верх "восьмёрки" противопоставляется узкой талии, в отличие от более менее равных пропорций других форм. Узкий гриф, плоская верхняя дека и округлые кромки обвода, всё это вместе даёт яркое и сочное звучание, а вырез (есть гитары этого типа и без выреза, аналогично, как и другие) позволяет доставать до самых высоких ладов.
В заключении
В последствии гитары стали комплектовать темброблоками с пьезодатчиками, микрофонами, звукоснимателями и т.п., но это уже другая история, для отдельной статьи.
Хотелось бы отметить, что существуют и другие фирмы производители акустических гитар с различными вариантами форм, но чтобы не превратить статью в энциклопедию, пожалуй, стоит остановиться на данных, самых, на мой взгляд, распространённых формах гитар. А также, кроме гитар Martin, хочется добавить несколько мировых производителей дорогих и бюджетных гитар и лидеров индустрии.
- Taylor - ещё один из мировых лидеров гитарного производства, относительно недавно вошедший на рынок (основанная в 1974г.), но прочно занявший свою нишу.
https://www.taylorguitars.com - Gibson - мировой производитель, в первую очередь, электрогитар, но начинал он как раз с производства мандолин и акустических гитар, примерно с 1920-х г.
https://www.gibson.com - Fender - ещё один лидер мирового производства, в основном электрогитар, но также представлен огромный выбор качественных акустических гитар.
https://fender.com - Takamine - японский производитель гитар мирового уровня. Начал свою деятельность в 1959г. до сих пор существует и радует гитаристов со всего мира своими инструментами.
https://www.takamine.com - Larrivee - небольшой производитель акустических гитар, который завоевал сердца гитаристов именно качественными инструментами, так как бюджетный сегмент, в отличие от других, отсутствует. Стоимость их гитар на официальном сайте начинается от 2000$, хотя были модели за 800$, но ограниченная серия.
https://www.larrivee.com/ - Maton - Из небольшой мастерской на заднем дворе, основанной в 1946 году, гитары Maton превратились в поистине великую историю успеха в Австралии. В настоящее время в компании Maton работает 70 человек, и она на 100 процентов принадлежит и управляется семьей.
https://maton.com.au/ - Yamaha - огромная компания по производству музыкальных инструментов (и ещё много чего) и гитар в частности, в их линейке в основном бюджетные и средне ценовые инструменты.
https://www.yamaha.com/ - Baton Rouge - молодая компания, основанная в 1999г. которая производит качественные гитары, и что очень важно, в бюджетном сегменте предлагает очень неплохие гитары.
https://www.batonrougeguitars.com - Tyma - Ещё одни неплохие бюджетные гитары, которые по соотношению цена/качество занимают хорошую позицию
https://www.lymanguitar.com/tyma - Чтобы не перечислять отдельно производителей классических гитар (так как, у перечисленных выше производителей, в линейках присутствуют данные инструменты), хорошие классические испанские гитары можно поискать на этом сайте:
https://www.guitarfromspain.com
На этом я остановлюсь, но в комментариях вы можете дополнить список, наиболее понравившимися вариантами я дополню статью, благодарю за прочтение и, надеюсь, в скором времени запишу видео на данную тему.