После строительства египетскими мастерами мечети в Солхате (совр. Старый Крым) в 1287 году, ислам окончательно утвердился в Крыму.
Все больше монгол и кипчаков принимало его устои.
А с введением ханом Узбеком ислама как государственной религии в Великом Улусе (Золотой Орде) начало увеличивать и количество мечетей.
Через год после возведения Узбека в ханское достоинство, в 1314 году наместник Крымского юрта хан-чингизид Тулек-Тимур начал строительство мечети в честь верховного хана в Солхате.
Увеличение числа мечетей и мусульман повлекла за собой необходимость создания исламских школ - медресе. Этим занялась невестка Тулек-Тимура - Инджи-бек-Хатун, дочь местного эмира Кыл-Буруна (Острый нос).
В 1332-1333 годах, около мечети в честь хана Узбека, было построено медресе с 14 жилыми комнатами для учащихся и двумя большими учебными аудиториями.
Преподавали в медресе 20 местных крымских улемов (ученых).
Историки считают, что Инджи-бек-Хатун была выходцем из среды турок-сельджуков. Скорее всего, ее отец был потомком тех турок-сельджуков, которые переселились в Крым с конийским султаном Кей Кавусом II в 1265 году.
Такое предположение связано с тем, что обычай, когда жёны правителей жертвовали на благотворительность был распространен в сельджукских султанатах.
Арабский путешественник Ибн Баттута посещал Тулек-Тимура и писал по этому поводу:
- В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в каком у них женщины. Они пользуются большим уважением, чем мужчины.
Такое отношение к женщинам было свойственно кочевым культурам, в отличие от оседлых, где женщина была только домработницей.
В дальнейшем, Крым стал одним из центров мусульманской культуры в Великом Улусе, наряду с Волжской Булгарией.
Статьи из цикла "История Крыма при Великом Улусе (Золотой Орде)".
1. Первый самостоятельный правитель Крыма при монголах - сельджукский султан Кей-Кавус II
2. Усиление влияния ислама в Крыму при монгольских ханах Туда-Менгу и Тула-Буге