Найти тему
История и культура Евразии

Сельджуки, как покровители исламского образования в Крыму, при монголах

После строительства египетскими мастерами мечети в Солхате (совр. Старый Крым) в 1287 году, ислам окончательно утвердился в Крыму.

Все больше монгол и кипчаков принимало его устои.

А с введением ханом Узбеком ислама как государственной религии в Великом Улусе (Золотой Орде) начало увеличивать и количество мечетей.

Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283 — 1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года; сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты. При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам. Узбек особенно активно утверждал свою власть в русских княжествах, выдал свою сестру за Московского князя Юрия III. Покровительствовал Москве в её борьбе с тверскими князьями. В годы правления Узбека началось собирание русских княжеств под властью Ивана Калиты (чей брат был женат на Кончаке, родной сестре царя Узбека), что в итоге привело к выходу Великого Княжества Московского, а потом и всей Руси из подданства ханов Золотой Орды - Википедия
Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283 — 1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года; сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты. При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам. Узбек особенно активно утверждал свою власть в русских княжествах, выдал свою сестру за Московского князя Юрия III. Покровительствовал Москве в её борьбе с тверскими князьями. В годы правления Узбека началось собирание русских княжеств под властью Ивана Калиты (чей брат был женат на Кончаке, родной сестре царя Узбека), что в итоге привело к выходу Великого Княжества Московского, а потом и всей Руси из подданства ханов Золотой Орды - Википедия

Через год после возведения Узбека в ханское достоинство, в 1314 году наместник Крымского юрта хан-чингизид Тулек-Тимур начал строительство мечети в честь верховного хана в Солхате.

Увеличение числа мечетей и мусульман повлекла за собой необходимость создания исламских школ - медресе. Этим занялась невестка Тулек-Тимура - Инджи-бек-Хатун, дочь местного эмира Кыл-Буруна (Острый нос).

В 1332-1333 годах, около мечети в честь хана Узбека, было построено медресе с 14 жилыми комнатами для учащихся и двумя большими учебными аудиториями.

Преподавали в медресе 20 местных крымских улемов (ученых).

Руины медресе
Руины медресе

Историки считают, что Инджи-бек-Хатун была выходцем из среды турок-сельджуков. Скорее всего, ее отец был потомком тех турок-сельджуков, которые переселились в Крым с конийским султаном Кей Кавусом II в 1265 году.

Такое предположение связано с тем, что обычай, когда жёны правителей жертвовали на благотворительность был распространен в сельджукских султанатах.

Арабский путешественник Ибн Баттута посещал Тулек-Тимура и писал по этому поводу:

  • В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в каком у них женщины. Они пользуются большим уважением, чем мужчины.

Такое отношение к женщинам было свойственно кочевым культурам, в отличие от оседлых, где женщина была только домработницей.

В дальнейшем, Крым стал одним из центров мусульманской культуры в Великом Улусе, наряду с Волжской Булгарией.

Статьи из цикла "История Крыма при Великом Улусе (Золотой Орде)".

1. Первый самостоятельный правитель Крыма при монголах - сельджукский султан Кей-Кавус II

2. Усиление влияния ислама в Крыму при монгольских ханах Туда-Менгу и Тула-Буге