Давно уже я хотел добраться до книги "Ход королевы" Уолтера Тевиса, по которой был снят одноименный сериал, и наконец смог достать её и прочитать.
Удивительно, но сериал показал все события очень близко к тексту, хотя несколько значимых отличий я нашел ,и о них хотел бы поговорить.
Конечно, отличий много, если вдаваться в подробности. Так например в конце книги упоминается, что победа над Борговым - лишь этап карьеры Бет, её ждут ещё турнир претендентов и борьба за чемпиона мира. В сериале этого нет, всё-таки хронометраж не резиновый. Подобных мелочей очень много, но мне интереснее разобраться в более концептуальных вещах.
Предназначение пилюль
На протяжении и книги и сериала Бет борется с зависимостью от транквилизаторов. Только вот в сериале и в книге предназначение у этих пилюль разное.
Вспомним первую сцену, когда Бет начинает видеть шахматную доску на потолке и проигрывать партии в уме. Перед этим она принимает пилюли.
А в книге пилюли лишь средство которое помогает Бет успокоится и сбежать от реального мира. Они не помогают, а наоборот мешают играть в шахматы, притупляют интуицию, на которую полагается Бет.
Так получается, что если в сериале Бет принимает транквилизаторы чтобы играть, в книге пилюли - это слабость Бет, которая мешает ей развиваться в мире шахмат и лишь потакает её слабости.
Звонок Джолин
В какой-то момент Бет остается совершенно одна, рядом с ней нет никого кто мог бы помочь, а ей эта помощь нужна. Эта ситуация идентична и в сериале и в книге, но в том как она разрешилась кроется серьезное отличие.
В сериале Джолин сама находит Бет и предлагает ей свою помощь, в то время как в книге, Бет переступает через себя, и сама находит подругу.
Вариант книги мне нравится больше, так как за помощью нужно уметь обращаться, а не только принимать её. Это разумеется не значит что вариант сериала хуже, он тоже, разумеется, имеет право на жизнь.
Спорт - вне идеологий
Концовка сериала очень зацепила меня темой "Спорт - вне идеологий". Но в книге эта линия раскрыта лучше, за счет всего лишь пары сцен.
В сериале эти темы всплывают в тот момент, когда Бет отказывается от покровительства "Всехристианского крестового похода", а затем пропадает до конца. И сам момент отказа мне показался не сильно раскрытым.
В книге же, мы видим как эта тема рождается, как автор плавно проводит Бет по ней и как Бет приходит, во время нового посещения приюта, к тому что необходимо отказаться от помощи Фонда.
И лишь затем эта тема уже всплывает в финале книги, на приеме у американского посла в Москве. То, как Бет приходит к этой теме и чем завершается вся линия у книги вышло более обоснованно, но тем не менее, версия сериала зацепила меня больше. Вот такой вот парадокс.
Наличие подобных различий между первоисточником и сериалом, разумеется, не делают последний хуже. Сериал все так же остаётся великолепным исследованием гениальности маленькой девочки, её чувств и отношений с миром. Все эти отличия не более чем просто интересные замечания, которые любопытно находить.