Ровно 35 лет назад, произошла одна из самых страшных и крупных техногенных аварий в истории человечества. Взрыв и пожар на Чернобыльской Атомной Электростанции имени Ленина. Катастрофа произошла по не до конца выясненным до сих пор причинам. Весь советский народ сотворил подвиг при тушении пожара, и ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Количество жертв непосредственно от взрыва и обрушения реактора около 50-ти. Точное количество погибших – неизвестно, так как несколько человек, так и не были найдены, в итоге признаны погибшими, под завалами и в пожаре. Общее количество жертв, связанных с тушением пожара, а также ликвидацией последствий радиационного заражения около 4-х тысяч. Благодаря своевременной реакции руководства как самой станции, так и советского правительства, в особенности правительства УССР, радиоактивное облако, собравшееся к утру 26-го цветня, было ликвидировано с помощью ракет с солью. Часть этого облака сдуло в сторону Европы, а часть пошла прямиком на юг. На Киев. Часть ракетной обороны Киева, которая располагается возле Днепрогэс, на маленьком острове в киевском море, оно же киевское водохранилище, произвела стрельбу, несколькими ракетами с солью, по этому облаку. В результате чего загрязненная радиацией вода излилась в виде дождя в 10-ти, 20-ти и 30-ти километровой зоне от ЧАЭС, не дойдя до густонаселенных районов. Тем не менее экологии региона был нанесен серьезный ущерб, к тому же в киевской, житомирской черниговской областях, а также южной части Белоруссии, радиационный фон повысился в полтора – два раза выше нормы, но с течением времени, примерно спустя 15-20 лет после аварии фон пришел в норму и составляет 14 – 18 микрорентген в час. Особенно досталось центру Киева и Гомелю, так как большинство зданий там выполнено из гранита, а гранит как губка впитывает радиацию. На 2012-й год, фон в центре Киева составлял 28 микрорентген в час, в то время как на окраинах города 15 – 21. В области 14 - 18.
Через день после аварии, 27-го числа, город Припять, население которого на 1986-й год составляло почти 50 тысяч человек, был полностью эвакуирован. А за три дня к 1-му мая, было эвакуировано все гражданское население, в 30-ти километровой зоне вокруг станции. Спустя неделю после аварии было эвакуировано население сел в 50-ти километровой зоне вокруг станции, а также население городов Чернобыль-1 и Чернобыль-2.
Около станции остались только ликвидаторы, которых было непосредственно рядом со станцией за все время ликвидации очагов поражения было - 180 тысяч. Общее число людей принимавших активное участие в ликвидации последствий аварии – более 1 миллиона человек. Работа шла в первые дни круглосуточно, после перешли сначала на 18-ти часовой рабочий день, а после на 12-ти часовой.
120-ти тысячам было выдано удостоверение чернобыльца и вторая группа инвалидности, остальным 3-я. 250 тысяч человек не причастных непосредственно к ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, получили просто удостоверение чернобыльца и сопутствующие льготы. Это были гражданские, которые попали под умеренные радиоактивные осадки. В основном население УССР и БССР. Серьезные проблемы со здоровьем, получило по разным источникам от 10-ти до 25-ти тысяч человек из числа ликвидаторов.
Легасов, Дятлов и Шербина, Щербицкий, Щядов – это герои данной трагедии. Благодаря им и их действиям катастрофа не разрослась до еще больших масштабов. Их оперативные действия в руководстве ликвидации пожара, а также следов катастрофы, сохранили жизни миллионам людей.
Основной версией, приведшей к взрыву реактора, признали грубые нарушения правил эксплуатации АЭС, совершённые её персоналом.
Летом ‘87-го состоялся суд, итогом которого стало следующее:
Брюханов, Фомин и Дятлов были приговорены по статье 220 часть 2 и статье 165 часть 2 к 10 годам колонии; Рогожкин по статье 220 часть 2 и статье 167 к 5 годам; Коваленко по статье 220 к 3 годам; Лаушкин по статье 167 к 2 годам УК УССР.
Подводя итог, хочу сказать, в отличии от Брюханова, который вел себя после аварии как овощ, и Фомина который отметился трусостью и преступной халатностью, Дятлов отметился как человек который проявил себя с героической решимостью. Везде куда мог, шел в первых рядах. Он отдавал себе отчет, что схватит дозу и заболеет лучевой, но его это не остановило. Как и тот же Легасов. Да, Дятлов был человеком сложного характера, но его точно нельзя назвать раздолбаем. Он был невероятно требовательным к себе, и того же требовал от сотрудников, был придирчивым к мелочам, но как иначе работать на таком объекте.
А реальным виновником трагедии на ЧАЭС был Александров. Александров возглавлял ведомство, которое занималось модифицированием реакторов РБМК. Реакторы были сложные и не до конца изученные. Но ведомство занималось работой без огонька, типа работает и фиг с ним. Главное работает. Да потихоньку проблемы устранялись, но это происходило слишком медленно. Проблемы выявлялись не в следствии диагностики, а в результате небольших аварий на АЭС. Минсредмаш превратился в натуральную корпорацию, Александров, который возглавлял его сросся с креслом начальника, превратился из ученого в босса этой корпорации. Гасил все перспективные идеи сослуживцев на корню и отвергал любые новаторские идеи, включая устранение дефектов реакторов РБМК, а после аварии на ЧАЭС уволил Дубровского и Волкова, которые хотели разсказать об критических недостатках и дефектах реактора, в связи с которыми и произошла катастрофа. Но тот же Горбачев холил и лелеял Александрова, периодически выдавая тому очередную награду.
Результатом ликвидационных работ на ЧАЭС стало возведение бетонного саркофага, над разрушенным реактором, а также появление Зоны полного отчуждения вокруг станции, радиусом в 30 км.
Теперь, немного подробней разберем некоторые моменты данной трагедии.
Во-первых, я назвал аварию на ЧАЭС одной из крупнейших аварий за всю историю человечества, но её обычно называют самой крупной и значимой. Со значимостью – не спорю. Авария на Чернобыльской АЭС действительно оставила неизгладимый след в истории человечества в целом и в атомной энергетике в частности. Но вот крупнейшей, её назвать нельзя. В стране под названием США, начиная с 1951-го, по наше время произошло более 20-ти аварий на АЭС, разного масштаба. Авария в Три-Майл-Аленде до сих пор считается одной из крупнейших в коммерческой Атомной энергетике.
Были выплачены компенсации гражданам, но естественно не всем. Также до сих пор замалчиваются последствия, относительно ущерба экологии, а также повышенного радиационного фона в ближайших городах. Было еще две аварии подобного типа, но поскольку станции, на которых они произошли находятся в пустынных районах, о них говорить не принято. Информации очень мало, найти её очень сложно. А сколько мелких аварий было, с жертвами в 1000, полторы, две – это просто не сосчитать.
Но самой крупной, как по жертвам, так и по нанесенному вреду окружающей среде, является катастрофа в Бхопале, произошедшаяя за два года до Чернобыльской аварии, в 1984-м году на американском химзаводе «Union Carbide», в результате которой погибло 18 тыс. человек. Нанесен несопоставимый ни с чем вред окружающей среде региона. Там до сих пор не могут расхлебать последствия. Заметьте, никакой радиации, только ядовитые вещества, но какие масштабы трагедии. Авария в Бхопале произошла из-за халатности руководства компании в отношении персонала, а также наплевательском отношении к нормам безопасности и погоне за сверхприбылями в ущерб все той же безопасности. В описании есть ссылки на пару статей об этой аварии.
Во-вторых. Принято считать, что верхушка УССР, во главе со Щербицким, главой комиссии Щербиной, министром энергетики Щядовым, скрывала как могла сведения об катастрофе не только от простых граждан, но и от Москвы, а Дятлов в свою очередь, хотел скрыть следы катастрофы от верхушки партии УССР, а также от Брюханова и Щядова. Стоит ли говорить, что это лютый бред. Да, от простого народа, не участвующего в ликвидации, правду скрывали, до поры до времени, примерно неделю. После информация начала подаваться порционно и строго, чтобы не создавать паники. И это было абсолютно верное решение. В Москве, о случившемся узнали к 5-ти часам утра 26-го апреля.
В том же Гомеле, на 1986-й год проживало почти 500 тыс. населения. Как вы предлагаете эвакуировать областной центр с таким населением? Просто если сообщить в Киеве, населению, всю правду о катастрофе, - начнется паника. И в том же Гомеле, о ситуации узнают, максимум через день. Думаю, мне не стоит разжевывать, к чему приводит паника.
Тем более, что информация не из официальных источников начала просачиваться в народ, проходя через испорченный телефон. И паника была, но в очень малых масштабах, да и смертельных случаев, практически не было, зато было много массовых отравлений йодом, но летальных исходов было мало. И все из-за непроверенной информации и паники.
В-третьих. Я в начале сказал, что причины катастрофы в Чернобыле, не до конца выяснены. Это действительно так. С самого начала работы по ликвидации последствий катастрофы, комиссия во главе со Щербиной, занималась не только устранением последствий, но и расследованием аварии. Выдвигались все возможные версии, включая нападение инопланетян, падение метеорита, ракетный удар со стороны противника, атомный взрыв, именно атомный, не ядерный, а также возможный взрыв атомного устройства, не бомбы. Еще довольно долго и тщательно прорабатывалась версия саботажа, кандидатом в саботажники был Валерий Ходемчук, его не смогли найти после аварии. Проверив через пограничников и КГБ, оказалось, что Ходемчук не пересекал границу республики, его никто не видел и в области, также он не пересекал границу СССР. Поэтому от версии саботажа, перепроверив все несколько раз, отказались. Но это не отменяет возможности такого саботажа, да и сам саботажник мог пасть жертвой своей диверсии. А также мог скрыться, особенно если у него уже были подготовлены пути отхода, учитывая небольшую неразбериху, в ночь аварии и сопутствующий пожар, диверсант мог легко скрыться. Но его признали погибшим под завалом и основной версией была признана иная, озвученная выше.
Давайте почтим память погибших в той страшной катастрофе минутой молчания.