Найти тему

О таланте преподавателя

Оглавление

Что делает учителя талантливым? Вопрос на засыпку. Может показаться что талант преподавания - некое особенное качество, предрасположенность к этой деятельности. Однако талантливыми педагогами, увы, не рождаются, ими становятся.

Вот скажем жили были Вася и Петя. Они вместе поступили в один и тот же педВУЗ, оба учились у одних наставников, оба неплохо закрыли все сессии. Вместе практики проходили. И Петя и Вася ещё в школе решили, что хотят стать учителями. Но вот прошло десять лет, и что?

Петя один из лучших учителей в городе, а Вася понял, что преподавание это не его и ушёл в закат в ssm. Вроде как обычное дело. Но, минуточку, что значит не его?

Итак, друзья, я спрошу вас, какие качества делают учителя талантливым?

Предметные знания?

Думаю, это первое, о чём подумали многие. "Учитель должен демонстрировать идеальное знание предмета". Только вот, предметные знания почти ничего не решают сегодня. В эру Интернета их ценность невысока.

У меня был опыт когда я проводил занятие и объяснял закон Харди-Вайнберга. А я вообще не разу не биолог. Я хихимик. А у ученицы проект по этому закону, она меня просит ей рассказать. На момент начала занятия всё, что я знал об этом законе - он не из области химии. К концу занятия я знал о нём всё, и даже чуть больше. Поняла ли моя ученица, что я изучил этот закон вместе с ней? Нет. Пусть это будет наш с вами маленький секрет. Однако, занятие вышло динамичным, сдобренным тонной примеров из жизни, а главное всё вышло наглядно и доступно. Конечно, спасибо за это Всевышнему моим знаниям законов Менделя и закономерностей популяционной экологии. Но факт есть факт. Если я что-то забыл, мне нужно меньше минуты, чтобы найти это в интернете. Беспалевно. Никто и не подумает, что я мог этого не знать.

Обратный пример: выйдем на улицу и найдём человека с идеальными знаниями по праву. Лучшего адвоката, с огромным стажем, такого который все статьи наизусть знает. 104% 85% выигранных дел. Уже нашли? Отлично! А теперь засунем его в класс с детьми. Чтобы он провёл урок по обществознанию. Вполне возможно, что детям будет интересно с ним пообщаться. А вот сможет он их научить? Очень вряд ли. Будь это так просто, не нужны были бы педВУЗы.

Итак, предметные знания, как и в целом эрудиция дело хорошая в любой профессии, но талантливым учителем ещё не делают. А что тогда?

Харизма?

Будь харизматичным, как исполинский козодой!
Будь харизматичным, как исполинский козодой!

Харизма, это круто. Ты заходишь в класс как в свою личную тоталитарную секту на сцену. И все смотрят тебе в рот не отрываясь, ведь ты такой классный. Тебя все любят, все смотрят тебе в рот. Ты восхищаешь.

Вот только это не помогает детям выйти на региональный этап олимпиады. Да и вообще, успеваемость оставляет желать лучшего. Зато есть фанклуб в ВК.

Увы, харизма не равно талант. Что же тогда?

Ну, конечно, как же мы сразу не догадались!

Методика преподавания!

Это же как раз то, что нужно. Кто ей владеет, тот правит миром обречён на успех! Что нам даёт методика?

  1. Современные технологии;
  2. Лучшие средства обучения;
  3. Естественно, лучшие методы преподавания!
Методика - как ящик с инструментами. Без инструментов ведь как без рук. А тут целый арсенал!

Согласитесь, интерактивный комбинированный урок с качественными учебно-методическими материалами, использованием компьютерных технологий, проведённый по технологии развивающего обучения, в авторитарно-демократическом стиле и парадигме становления, сочетающий фронтальную, групповую и индивидуальную работу, с элементами игрового обучения и проектной деятельности обречён на успех! Или не обречён? Или не на успех?

Знаете, когда Дмитрий Иванович Менделеев учился в Университете ничего этого не было. Никакого интерактива. Никаких компьютерных технологий. Никто не занимался развитием его компетенций. То есть может и занимался, но слова такого не было. И ничего, выучился.

Методика это набор инструментов. Искусство не в том, чтобы использовать их все, а в том, чтобы используя минимум инструментов достичь максимальных результатов. Знаете, что нужно для магии? Доска и мел! Ну, или электронная доска и стилус. Выходит, это и есть талант педагога? Верно выбрать нужные инструменты? В том числе. Но что для этого нужно?

Педагогическая интуиция

Звучит не очень пафосно. Вроде какая уж тут интуиция? Чай не на битве экстрасенсов! Но на самом деле именно эта странная штука делает из Вас настоящего профи! Не верите? А зря. Ведь эта штука не на пустом месте возникает. Она вершина огромного айсберга. Когда мы сталкиваемся с педагогической задачей, именно она позволяет молниеносно принять верное педагогическое решение. И мы сами не отдаём себе отчёт, почему мы его приняли. Мы просто знали что нужно делать. Искусственному интеллекту такое не снится под силу. Но откуда у человека такой дар? Как его прокачать нам с вами? На самом деле, для этого надо много работать. Вот вам мой фирменный рецепт педагогической интуиции:

  • Эмпатия.
  • Учёт индивидуальных особенностей учащегося.
  • Накопленный педагогический опыт.

Смешать в равных пропорциях и подавать, сервировка приветствуется!

Это непросто. Именно поэтому талантливых преподавателей не так много, как нам бы этого хотелось...