Найти тему
|СТ| СпецТурист

Проект "Сталинец". Знаменитая подводная лодка С-56

Доброго времени суток, дорогой читатель. Сегодня мы расскажем о знаменитой подводной лодке С-56 серии IX-бис "Средняя". Во время Великой Отечественной войны она стала самой результативной подводной лодкой СССР по количеству уничтоженных целей. Более того - лишь чтобы начать воевать, ей уже пришлось совершить подвиг, а именно - обогнуть половину земного шара(!), а после войны - другую половину для того, чтобы вернуться в родной порт.

Но обо всём по порядку.

Схема подлодки типа "Сталинец" взята из Википедии
Схема подлодки типа "Сталинец" взята из Википедии

Советские дизель-электрические торпедно-артиллерийские подводные лодки типа "С" - "Средняя" (или, как её называли в быту - "Сталинец", созвучно с названием предыдущих проектов подлодок-минных заградителей типа "Л" - "Ленинец") активно строились в 1936-1948 годах в СССР на замену строившимся с начала 1930-х годов "Щукам". Всего была построена 41 субмарина этого типа по трём проектам - IX, IX-бис и XVI (IX-бис2). Однако, глобально эти проекты не отличались.

ТТХ "Сталинцев":

  • Длина - почти 78 метров
  • Ширина - почти 6.5 метров
  • Скорость - 19.5 узлов
  • Предельная глубина - 100 метров
  • Автономность плавания - 30 дней

Вооружение:

  • 6x533-мм торпедных аппаратов (4 в носу и 2 в корме);
  • 1x100-мм пушка Б-24;
  • 1x45-мм полуавтоматическая пушка 21-К;
  • Экипаж - 46 человек
Макет подлодки С-56 в музее этой самой подлодки
Макет подлодки С-56 в музее этой самой подлодки

Каждая подлодка была разделена на 7 отсеков:

  • 1-й отсек-убежище - Торпедный (он же - жилое помещение для рядового состава)
  • 2-й отсек - Аккумуляторный (здесь также была каюта командира и жилые помещения офицерского состава)
  • 3-й отсек-убежище - Центральный пост (над этим отсеком располагалась боевая рубка)
  • 4-й отсек - Аккумуляторный (также здесь располагались жилые помещения старшин)
  • 5-й отсек - Дизельный
  • 6-й отсек - Электромоторный
  • 7-й отсек-убежище - Торпедный (он же - жилое помещение для рядового состава)

Наша же подводная лодка - С-56 - была заложена в 1936-м году в Ленинграде на судостроительном заводе им. Андре Марти. Позже, по железной дороге отдельными секциями доставлена во Владивосток на Дальзавод №202 им. К. Е. Ворошилова, где была собрана и 30 октября 1941 года (уже в разгар войны) вступила в строй в составе Тихоокеанского флота.

Однако, уже через год ей пришлось покинуть Владивосток и отправиться на Северный флот, которому остро не хватало боевых кораблей. Ввиду невозможности переправки другим способом, 6 октября 1942 года в паре с другой подлодкой того же типа - С-51, С-56 вышла по маршруту Владивосток - Петропавловск-Камчатский - Датч-Харбор (США) - Сан-Франциско (США) - Коко-Соло (США) -Панамский канал - Гуантанамо (США) - Галифакс (Канада) - Розайт (Шотландия) - Леруик (Шотландия) - Полярный, обогнув тем самым половину земного шара.

Карта маршрута подлодки, составленная нашим коллегой
Карта маршрута подлодки, составленная нашим коллегой

Войдя в состав Северного флота, С-56 совершила 8 боевых походов, потопив (по данным командира) 10 кораблей противника, нанесла серьёзные повреждения ещё 4 кораблям, а также избежала попаданий около трёх тысяч глубинных бомб!

Первый капитан С-56 - Г. И. Щедрин. Фото взято с сайта Statehistory.ru
Первый капитан С-56 - Г. И. Щедрин. Фото взято с сайта Statehistory.ru
С-56 в 1943 году. Фото взято с сайта Deepstorm.ru
С-56 в 1943 году. Фото взято с сайта Deepstorm.ru

В 1944 году С-56 была награждена орденом Красного знамени, а в 1945 году - удостоилась гвардейского звания.

После окончания войны, подлодка ещё долгое время оставалась в составе Северного флота, пока в 1954 году её не отправили обратно на Тихий океан - уже по Северному морскому пути, через Северный ледовитый океан и Камчатку. Таким образом, С-56 стала первой подлодкой, совершившей полноценное кругосветное путешествие.

Последнее своё пристанище эта субмарина нашла на Корабельной набережной во Владивостоке, куда её, в качестве корабля-музея установили к 9 мая 1975 года в честь 30-летия Великой Победы и где она стоит по сей день.

Установка подлодки в качестве музея. Фото взято с сайта Statehistory.ru
Установка подлодки в качестве музея. Фото взято с сайта Statehistory.ru
Открытие мемориала. 1975 год. Фото взято с сайта Pastvu.com
Открытие мемориала. 1975 год. Фото взято с сайта Pastvu.com
Открытие мемориала. 1975 год. Фото взято с сайта Pastvu.com
Открытие мемориала. 1975 год. Фото взято с сайта Pastvu.com
С-56 в 1982 году на праздновании 50-летия Тихоокеанского флота. Фото взято из Википедии
С-56 в 1982 году на праздновании 50-летия Тихоокеанского флота. Фото взято из Википедии
Визит генсека ЦК КПСС М. С. Горбачёва во Владивосток в 1986 году. Фото взято с сайта Pastvu.com
Визит генсека ЦК КПСС М. С. Горбачёва во Владивосток в 1986 году. Фото взято с сайта Pastvu.com

Ну а теперь давайте посмотрим, как выглядит эта подводная лодка сейчас и заглянем внутрь.

Расположен музей в центре мемориального комплекса боевой славы ТОФ у Корабельной набережной Владивостока.

-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

Внешне подводная лодка сохранила все свои визуальные определители.

-19

Здесь так и остались стоять 100-мм пушка Б-24 и 45-мм полуавтоматическая пушка 21-К.

-20
-21
-22
-23
-24

Гребные винты также присутствуют.

-25
-26
-27
-28

Теперь заглянем внутрь. Первые 3 отсека сохранили первоначальный антураж, последний закрыт для посещения, а 3 центральных отсека переделали под музейные экспозиции.

Заходим в 1-й - торпедный отсек.

-29

Здесь лежат 533-мм торпеды и подвесные кровати для рядового состава.

-30
-31

Некоторые торпеды представлены в разрезе для подробного изучения.

-32
-33

Четыре торпедных аппарата (ТА).

-34
-35
-36

На них можем видеть год и место производства - Государственный Союзный Механический Завод №103. Ленинград 1935 год (НКТП - народный комиссариат тяжёлой промышленности).

-37
-38
-39
-40

Пройдём в следующий, 2-й - аккумуляторный отсек.

-41

Здесь мало чего интересного. Разве что каюта капитана, рубка гидроакустики и портрет И. В. Сталина)

-42
-43
-44
-45
-46

Следующий, 3-й отсек - Центральный пост. Здесь располагались все основные приборы - дальномер, перископ, эхолот и другие, а также огромное количество всевозможных вентилей разного предназначения.

-47
-48

Гальюн, кстати, тоже располагался здесь.

-49
-50

Отдельно стоит выделить перископ - очень "стимпанково" выглядит.

-51
-52
-53
-54
-55

А мы тем временем выходим в экспозиционную часть.

-56
-57
-58
-59

4-й отсек, бывший аккумуляторный. Теперь здесь пусто и только по бокам стоят витрины с экспонатами.

-60
-61

А так он выглядел изначально:

-62
-63

5-й отсек - дизельный.

-64

Здесь в уголке установлен бюст Григория Ивановича Щедрина - первого капитана С-56 и главного героя основных событий жизни этой легендарной подлодки. Это под его началом она добралась до Северного флота и сражалась в Великую Отечественную войну.

-65
-66

В центре отсека расположился большой макет подлодки проекта 641.

-67
-68
-69
-70
-71

По бокам - также всевозможные экспонаты и приборы, относящиеся к жизни и истории подводников...

-72

... и не очень относящиеся...

-73
-74

А это книга - мемуары Г. И. Щедрина о службе на С-56. Очень интересное чтиво, можно найти в интернете в свободном доступе.

-75

Старое фото 5-го отсека:

-76

Теперь проходим в 6-й, электромоторный отсек.

-77
-78
-79

Здесь примерно та же самая схема - пустое пространство с экспозициями по бокам.

-80
-81

И также фото первоначального вида.

-82
-83
-84
-85

Здесь становится немного не понятно, где заканчивается 6-й и начинается 7-й - торпедный отсек.

-86
-87

От его первоначального вида также остались лишь фото.

-88
-89

К сожалению, в угоду музейной экспозиции было вырезано много аутентичной техники и аппаратуры аж из 4-х отсеков. Вдвойне это обидно ввиду того, что С-56 - единственная полностью сохранившаяся подлодка этого проекта.

А на сегодня всё. Если эта статья вам понравилась, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, а также делитесь материалом с интересующимися друзьями!

Всем спасибо за просмотр и до встречи в следующей статье!

-90