Доброго времени суток, дорогой читатель. Сегодня мы расскажем о знаменитой подводной лодке С-56 серии IX-бис "Средняя". Во время Великой Отечественной войны она стала самой результативной подводной лодкой СССР по количеству уничтоженных целей. Более того - лишь чтобы начать воевать, ей уже пришлось совершить подвиг, а именно - обогнуть половину земного шара(!), а после войны - другую половину для того, чтобы вернуться в родной порт.
Но обо всём по порядку.
Советские дизель-электрические торпедно-артиллерийские подводные лодки типа "С" - "Средняя" (или, как её называли в быту - "Сталинец", созвучно с названием предыдущих проектов подлодок-минных заградителей типа "Л" - "Ленинец") активно строились в 1936-1948 годах в СССР на замену строившимся с начала 1930-х годов "Щукам". Всего была построена 41 субмарина этого типа по трём проектам - IX, IX-бис и XVI (IX-бис2). Однако, глобально эти проекты не отличались.
ТТХ "Сталинцев":
- Длина - почти 78 метров
- Ширина - почти 6.5 метров
- Скорость - 19.5 узлов
- Предельная глубина - 100 метров
- Автономность плавания - 30 дней
Вооружение:
- 6x533-мм торпедных аппаратов (4 в носу и 2 в корме);
- 1x100-мм пушка Б-24;
- 1x45-мм полуавтоматическая пушка 21-К;
- Экипаж - 46 человек
Каждая подлодка была разделена на 7 отсеков:
- 1-й отсек-убежище - Торпедный (он же - жилое помещение для рядового состава)
- 2-й отсек - Аккумуляторный (здесь также была каюта командира и жилые помещения офицерского состава)
- 3-й отсек-убежище - Центральный пост (над этим отсеком располагалась боевая рубка)
- 4-й отсек - Аккумуляторный (также здесь располагались жилые помещения старшин)
- 5-й отсек - Дизельный
- 6-й отсек - Электромоторный
- 7-й отсек-убежище - Торпедный (он же - жилое помещение для рядового состава)
Наша же подводная лодка - С-56 - была заложена в 1936-м году в Ленинграде на судостроительном заводе им. Андре Марти. Позже, по железной дороге отдельными секциями доставлена во Владивосток на Дальзавод №202 им. К. Е. Ворошилова, где была собрана и 30 октября 1941 года (уже в разгар войны) вступила в строй в составе Тихоокеанского флота.
Однако, уже через год ей пришлось покинуть Владивосток и отправиться на Северный флот, которому остро не хватало боевых кораблей. Ввиду невозможности переправки другим способом, 6 октября 1942 года в паре с другой подлодкой того же типа - С-51, С-56 вышла по маршруту Владивосток - Петропавловск-Камчатский - Датч-Харбор (США) - Сан-Франциско (США) - Коко-Соло (США) -Панамский канал - Гуантанамо (США) - Галифакс (Канада) - Розайт (Шотландия) - Леруик (Шотландия) - Полярный, обогнув тем самым половину земного шара.
Войдя в состав Северного флота, С-56 совершила 8 боевых походов, потопив (по данным командира) 10 кораблей противника, нанесла серьёзные повреждения ещё 4 кораблям, а также избежала попаданий около трёх тысяч глубинных бомб!
В 1944 году С-56 была награждена орденом Красного знамени, а в 1945 году - удостоилась гвардейского звания.
После окончания войны, подлодка ещё долгое время оставалась в составе Северного флота, пока в 1954 году её не отправили обратно на Тихий океан - уже по Северному морскому пути, через Северный ледовитый океан и Камчатку. Таким образом, С-56 стала первой подлодкой, совершившей полноценное кругосветное путешествие.
Последнее своё пристанище эта субмарина нашла на Корабельной набережной во Владивостоке, куда её, в качестве корабля-музея установили к 9 мая 1975 года в честь 30-летия Великой Победы и где она стоит по сей день.
Ну а теперь давайте посмотрим, как выглядит эта подводная лодка сейчас и заглянем внутрь.
Расположен музей в центре мемориального комплекса боевой славы ТОФ у Корабельной набережной Владивостока.
Внешне подводная лодка сохранила все свои визуальные определители.
Здесь так и остались стоять 100-мм пушка Б-24 и 45-мм полуавтоматическая пушка 21-К.
Гребные винты также присутствуют.
Теперь заглянем внутрь. Первые 3 отсека сохранили первоначальный антураж, последний закрыт для посещения, а 3 центральных отсека переделали под музейные экспозиции.
Заходим в 1-й - торпедный отсек.
Здесь лежат 533-мм торпеды и подвесные кровати для рядового состава.
Некоторые торпеды представлены в разрезе для подробного изучения.
Четыре торпедных аппарата (ТА).
На них можем видеть год и место производства - Государственный Союзный Механический Завод №103. Ленинград 1935 год (НКТП - народный комиссариат тяжёлой промышленности).
Пройдём в следующий, 2-й - аккумуляторный отсек.
Здесь мало чего интересного. Разве что каюта капитана, рубка гидроакустики и портрет И. В. Сталина)
Следующий, 3-й отсек - Центральный пост. Здесь располагались все основные приборы - дальномер, перископ, эхолот и другие, а также огромное количество всевозможных вентилей разного предназначения.
Гальюн, кстати, тоже располагался здесь.
Отдельно стоит выделить перископ - очень "стимпанково" выглядит.
А мы тем временем выходим в экспозиционную часть.
4-й отсек, бывший аккумуляторный. Теперь здесь пусто и только по бокам стоят витрины с экспонатами.
А так он выглядел изначально:
5-й отсек - дизельный.
Здесь в уголке установлен бюст Григория Ивановича Щедрина - первого капитана С-56 и главного героя основных событий жизни этой легендарной подлодки. Это под его началом она добралась до Северного флота и сражалась в Великую Отечественную войну.
В центре отсека расположился большой макет подлодки проекта 641.
По бокам - также всевозможные экспонаты и приборы, относящиеся к жизни и истории подводников...
... и не очень относящиеся...
А это книга - мемуары Г. И. Щедрина о службе на С-56. Очень интересное чтиво, можно найти в интернете в свободном доступе.
Старое фото 5-го отсека:
Теперь проходим в 6-й, электромоторный отсек.
Здесь примерно та же самая схема - пустое пространство с экспозициями по бокам.
И также фото первоначального вида.
Здесь становится немного не понятно, где заканчивается 6-й и начинается 7-й - торпедный отсек.
От его первоначального вида также остались лишь фото.
К сожалению, в угоду музейной экспозиции было вырезано много аутентичной техники и аппаратуры аж из 4-х отсеков. Вдвойне это обидно ввиду того, что С-56 - единственная полностью сохранившаяся подлодка этого проекта.
А на сегодня всё. Если эта статья вам понравилась, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, а также делитесь материалом с интересующимися друзьями!
Всем спасибо за просмотр и до встречи в следующей статье!