Найти тему
Горожанин

Одна из главных загадок советского театра. Почему Олег Ефремов бросил "Современник", который создал и прославил? Разбираемся

25 февраля 1956 года на XX съезде КПСС Никита Сергеевич Хрущев прочел доклад "О культе личности и его последствиях". С этого момента в СССР началась так называемая "оттепель", и творческая интеллигенция смогла вздохнуть посвободнее. Не случайно именно в 1956-м несколько бывших выпускников Школы-студии Московского Художественного театра - Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов, и другие актеры решили создать свой, независимый театр. Они считали советский театр того времени "косным" и "мумифицированным", и сделали новый, прогрессивный театр. Молодые актеры мечтали развить метод Станиславского в современных условиях, создать так называемый "психологический театр". Они старались проникнуть во внутренний мир своих героев, показать публике живых людей с их радостями, горестями и проблемами. Зрители должны были смотреть спектакли не как что-то классическое, отвлеченное, а узнавать в актерах и их героях самих себя. Не случайно первым спектаклем "Современника" стала пьеса "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова. По этому сюжету год спустя будет снят великий советский фильм "Летят журавли", получивший Золотую пальмовую ветвь в Каннах. В спектакле зрители увидели простых людей, таких же, как и они сами.

Первоначально "Современник" функционировал как театр-студия при МХАТ, не имея даже своего помещения. Руководителем выбрали Олега Ефремова, а Олег Табаков был больше по хозяйственной части. Но многие вопросы актеры обсуждали все вместе и принимали коллективные решения. Только в 1961 году "Современник" получил помещение у метро "Маяковская" (Триумфальная площадь, 1). В театре шли пьесы, в основном, современных авторов, поднимались остро-социальные вопросы. Не случайно "Современник" был любимым театром молодежи и студентов. Конечно, некоторые пьесы запрещала цензура, но многие все-таки удалось поставить. Во-многом тому способствовало единодушие актеров: они были, действительно, командой. Стоит добавить, что "Современнику" покровительствовала министр культуры Екатерина Фурцева.

Театр "Современник" в старом здании. С сайта PASTVU.COM
Театр "Современник" в старом здании. С сайта PASTVU.COM

Гром грянул в 1970 году. Стало известно, что Ефремов покидает "Современник". Почему так произошло? За 14 лет работе в театре-студии, а потом и в театре, Олег Николаевич поставил 18 спектаклей. Последним из них стала "Чайка" по Чехову. Это был первый спектакль Ефремова, который общественность не приняла. Кстати, в первый раз Олег Ефремов ставил классику. И вот - неудача. Участники тех событий вспоминают, что режиссер просто устал от театра. И перестал в нем расти и развиваться, как творческая личность. "Современник" был уже популярным, самостоятельным театром со сложившимся репертуаром, его оставалось только "поддерживать". А Олегу Николаевичу нужны были новые цели, горизонты. Он устал как и от своих коллег - актеров, так и от того, что все чаще спектакли начали запрещать. Хрущевскую эпоху сменила брежневская, и началось "охлаждение", "закручивание гаек". Были и еще две причины. Во-первых, в 1949 году Олега Ефремова отказались взять во МХАТ, и он жаждал реванша. Во-вторых, Ефремов был честолюбив и хотел стать "государственным режиссером". Олег Николаевич понимал, что для этого придется ставить провластные спектакли, но планировал между делом делать и "оппозиционные".

Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев
Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев

Официально МХАТ был главным театром в стране. Но в реальности те пагубные процессы, которые начались там около двух десятилетий назад, только еще больше усугубились. Главного режиссера не было, а коллективное руководство из пожилых актеров и актрис придерживалось консервативных взглядов, и не желало подстраиваться под веяния времени. В труппе было более 150 человек, и многие не играли в спектаклях, а только получали зарплату. Мхатовцев перестали снимать в кино. Большая их часть была против прихода Ефремова. Но руководство уже всё решило. Именно Екатерина Фурцева предложила Олегу Ефремову возглавить МХАТ - чтобы одновременно и дать великому режиссеру новый вызов, и спасти театр от полного упадка.

МХАТ. 1968 - 1969. С сайта PASTVU.COM
МХАТ. 1968 - 1969. С сайта PASTVU.COM

Несмотря на некоторую усталость от коллектива "Современника", Ефремов попытался увести за собой во МХАТ нескольких актеров. Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев и Александр Калягин, в конце концов, согласились. А вот Лилия Толмачева (первая жена Ефремова) и Нина Дорошина (его многолетняя возлюбленная) отказались. Правда, самой Дорошиной после ухода Олега Николаевича перестали предлагать хорошие роли. Ну, а Ефремов активно взялся за реформирование МХАТ. Он лично поговорил с каждым актером. Но это уже совсем другая история, о которой я когда-нибудь обязательно расскажу...

Чтобы не пропустить следующие публикации, обязательно подпишитесь на мой канал!