Курорт Форос славен множеством достопримечательностей, а также памятных и исторических мест. Это и храм Воскресения Христова, что возвышается на красной скале, и знаменитая арка Байдарских ворот, построенная по проекту архитектора Эшлимана, и оригинальный белоснежный дворец "Мелас", и бывшее имение Раевских - дача "Тессели"... Но этот шедевр под названием "Форосский" парк, разумеется, вне конкуренции.
По разнообразию экзотических и прочих растений парк соперничал даже с Никитским ботаническим садом, а по красоте ландшафтной композиции не уступал парку дворца в Алупке. Гости имения просто обожали прогулки в этом парке, ведь он стал настоящим произведением садово-паркового искусства.
Парк был больших размеров, с множеством уютных аллей, а ещё в нём было легко спрятаться от палящего солнца.
«Райский уголок», например, и сейчас никого не может оставить равнодушным. В нём шесть небольших прудов соединены в общем каскаде с миниатюрными водопадами. И всё это в окружении экзотических кустарников и деревьев – настоящая красота.
При Кузнецове парк был также заселён множеством редких птиц и животных. В парке резвились даже антилопы. Сейчас мы можем видеть их скульптуры.
Очевидцы были поражены также тем, что все растения в парке были распределены и сгруппированы с таким вкусом, который может быть только у первоклассного художника. А непосредственными создателями парка, воплотившими в жизнь все идеи купца Кузнецова, были учёный-садовод Эдуард Андреевич Альбрехт и художник-пейзажист Юлий Юльевич Клевер.
Необходимо упомянуть, что создание парка обошлось купцу даже значительно дороже, чем возведение непосредственно особняка, который, разумеется, тоже был прекрасен. В наше время он является частью санатория «Форос».
Особняк был возведён по проекту архитектора Билинга в 1889 году. Небольшой, но уютный дворец в стиле русского классицизма построили из серого гаспринского камня. Здание получилось стильным и органично вписалось в окружающий ландшафт. С юга оно было окружено мощной каменной террасой, с которой открывались прекрасные виды.
Интерьеры тоже отличались привлекательностью и изысканным строгим стилем. Лестницы были резными, выполненными из мрамора, камины – из каррарского мрамора, в качестве полового покрытия был положен великолепный паркет, а изящные окна и двери подчёркивали красоту всего пространства. Отдельного внимания достойны также настенные панно с пейзажами средней полосы России. Автором этих шедевров является Юлий Юльевич Клевер. Панно выполнены на холстах, приклеенных на сырую штукатурку. Они прекрасно сохранились до наших дней.
Стоит отметить, что, например, и наследники купца Кузнецова не забросили его «детище». После Александра Григорьевича Кузнецова в 1895 году имение отошло Константину Капитоновичу Ушкову и его сыну Григорию Константиновичу Ушкову. Они являлись крупными промышленниками и заводчиками. Отец и сын и стали продолжателями дела Кузнецова, начали вкладываться в благоустройство имения и парка. Младший Ушков, например, лично ездил за растениями в Америку и в Африку. Также он построил бассейны, наладил систему водоснабжения парка и разбил огромный розарий. Он стремился внедрить в имении последние достижения техники. Его целью стало сделать из Фороса фешенебельный курорт. Для этого он построил казино, кегельбаны, теннисные корты и даже ипподром с конюшнями. В его планах даже было строительство электрической железной дороги из Севастополя в Ялту, с остановкой на станции Форос. К сожалению, эта его мечта не была осуществлена.
В Форосе побывали многие известные люди. К примеру, в 1916 году здесь одновременно отдыхали писатель Алексей Максимович Горький и знаменитый певец Фёдор Иванович Шаляпин с супругой, которая, кстати сказать, была сестрой жены Ушкова-младшего.
Вот такое чудесное преображение получил теперь уже первоклассный курорт Форос, бывший некогда маленькой деревушкой, в которой насчитывалось всего 15 дворов.
Сюда непременно стоит приехать и насладиться всей этой неувядаемой красотой!