Удельная — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Московско-Петроградской линии между станциями «Пионерская» и «Озерки». Глубина заложения ≈ 64 м
Она была открыта 6 ноября 1982 года в составе участка «Петроградская» — «Удельная». Наименование своё получила, как и одноимённая железнодорожная станция, из-за расположения в историческом районе Удельная.
История
Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Гецкина, Хильченко и Выдрина. Главный инженер проекта - Конончук .
В оформлении подземного зала используется природная тематика. В районе Удельная всегда было много дач, а с одноименной станции ходят поезда на Финский залив и Карельский перешейке, куда жители Санкт-Петербурга часто выбираются на отдых (Про станцию ниже).
В качестве облицовки путевых стен была выбрана тёмно-зелёная керамическая плитка, чья фактура напоминает зелень хвойного леса. Пол вестибюля выложен серым гранитным камнем. Первый проект подземного зала включал художественное оформление торцевой стены. Здесь должна была появиться роза ветров, но в итоге на стене установили барельеф В.И. Ленина. под которым помещён текст:
В начале августа 1917 года В. И. Ленин, скрываясь от преследования Временного буржуазного правительства, нелегально уехал на паровозе № 293 с железнодорожной станции Удельная в Финляндию. В начале октября 1917 года возвратился в Петроград для руководства' подготовкой вооружённого восстания.
Лампы освещения, смонтированные в нишах свода перронного зала, закрыты декоративными решётками.
В 2000 году освещение станции было заменено с ртутных ламп на натриевые, а в 2016 году — на светодиодные.
Наземный павильон выполнен по проекту архитектора В. Н. Выдрина и находится на привокзальной площади вблизи одноимённой железнодорожной станции.
К выходу на проспекте Энгельса были подведены трамвайные пути. Просторный зал прямоугольного павильона украшала люстра в виде разворачивающейся ленты, символизирующей железную дорогу. Спустя некоторое время после открытия станции, выяснилось, что на ней скапливается большое количество пыли. В 2016 году люстра была демонтирована.
Примечательным является то, что в окончании ПТО находится шлагбаум, а через несколько метров за поворотом закрытая металлоконструкция (гермозатвор) 226-А, отделяющая действующий метрополитен от замороженного на данный момент строительства объекта жизнеобеспечения (его строительство велось в 1987—1995 годах). Этот объект представляет собой односводчатую станцию.
А теперь поговорим о ж/д станции «Удельная»
«Удельная» - остановочный пункт Октябрьской железной дороги на участке Санкт-Петербург - Выборг между станцией Ланская и платформой Озерки. Раньше — железнодорожная станция Финляндской железной дороги. Вместе с одноимённой станцией метро и трамвайным кольцом образует крупный транспортный узел с большим пассажиропотоком
Станция получила своё название из-за расположения в историческом районе Санкт-Петербурга - Удельная. Здание вокзала построено финским архитектором Бруно Гранхольмом.
Станция была сравнительно крупная, но путевое развитие небольшое — два обгонных пути и один погрузочно-разгрузочный путь с тупиковым ответвлением на охват обеих сторон ранее существовавшего деревянного розового пакгауза. Все эти пути демонтированы в середине 1990-х годов, как и все стрелки. В 2003—2004 годах окончательно демонтирован подъездной путь к объединению «Светлана». Таким образом, станция превратилась в остановочный пункт. Именно отсюда в начале августа 1917 года Владимир Ильич Ленин нелегально уехал на паровозе № 293 в Финляндию, скрываясь от преследования Временного правительства.
Спасибо за внимание. Жду в комментариях предложения к рассказу о станциях.