Найти тему
Ольга Таволга

Стиль, который идёт всем. История.

Линда Евангелиста 1989-1992.
Линда Евангелиста 1989-1992.

При всём моём нежно-ирочничном отношении к понятиям "мода", "стиль" и "тренды", а особенно "тренды", мне приятно написать, что есть стиль, который действительно идёт всем.
И это не усреднённый "классический деловой костюм" или очередное не совсем внятное направление "бохо" - а морской и/или круизный стиль.
В продолжение публикации:
Стиль, который идёт всем.

Он мне нравится на протяжении всего своего развития в женской моде с 1850-1880хх годов с пребыванием на пике в 1920х и в 1980х.
С уходом в "клубную" моду и в "классику" в другие исторические периоды.
Мне нравится его движение от военной чёткости в Великой Британии до легкомысленных капри и шорт на берегах Италии и Испании.
За ХХ век этот стиль совершил путешествие, своеобразный эскейп от подражания морской форме северной Морской Державы до южных берегов и островов Медитерранео.
Постепенно уходя в ещё более южный и легкомысленный тропический стиль, всё более и более далёких островов.

Но, думаю, стоит ограничиться европейской классикой за сто лет с небольшим заходом в новейшую историю.

Морской стиль вошёл в современную моду во времена правления Королевы Виктории через ... детскую моду.
*
Викторианская эпоха (1837-1901) - период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии.
Время веры в прогресс, в преимущество идей белого человека.
Время, о котором строчки Марины Цветаевой: "Пахнуло Англией - и морем - И доблестью."

Портрет Уэльского Альберта-Эдварда кисти  Франца Ксавье Винтерхальтера. 1846 год.
Портрет Уэльского Альберта-Эдварда кисти Франца Ксавье Винтерхальтера. 1846 год.

В 1846 году королева Виктория заказала портрет пятилетнего принца Уэльского Альберта-Эдварда художнику Францу Ксавье Винтерхальтеру.
Чтобы подчеркнуть связь монархии с военно-морским флотом, мальчик был наряжен в матросский костюм, в котором выглядел чрезвычайно очаровательно.
Вскоре мода на матроски захлестнула детскую моду, не только для мальчиков, но и для девочек.
Так же, сыграло свою роль то, что в Англии мальчики из дворянских семей были приписаны к полку либо кораблю, где впоследствии проходили военную службу. Во время официальных торжественных мероприятий их одевали в форму соответствующего полка или корабля.

Детские костюмы времён Викторианской Англии.
Детские костюмы времён Викторианской Англии.
Модная гравюра посвящённая очень популярному отдыху на природе 1890х годов.
Модная гравюра посвящённая очень популярному отдыху на природе 1890х годов.
Викторианские купальные костюмы для женщин и детей.
Викторианские купальные костюмы для женщин и детей.

Очарование сочетания белого, синего, начищенной металлической фурнитуры и чёткого военного кроя не могло не просочиться в женскую моду.
На это повлияло и то, что медикам наконец удалось продвинуть идею полезности морских купаний даже для представительниц аристократии, что повлекло необходимость создания купальных костюмов и всего, что к этому прилагается - обуви, аксессуаров, купальных домиков, специальных купальных кабинок, которые завозили в воду.

Викторианская модная гравюра.
Викторианская модная гравюра.
Платье для девушки конца XIX века.
Платье для девушки конца XIX века.
Модные гравюры Викторианской Эпохи. Конец XIX века.
Модные гравюры Викторианской Эпохи. Конец XIX века.
Вторая половина XIX века.
Вторая половина XIX века.

Перепевы основных элементов неспешно с скоростью своего времени развивались все последующие десятилетия до Первой Мировой войны.
Единственный сын последнего русского царя на многих фотографиях тоже в матроске.

1920-1930

Купальные костюмы 1920х.
Купальные костюмы 1920х.

В 1920х, в "ревущих двадцатых" стиль получил новый толчок к развитию.
Культ спорта, уничтожение корсетов и кринолинов, претерпевшие принципиальные изменения женские купальные костюмы.

Коко Шанель в "бретонской тельняшке" 1920е.
Коко Шанель в "бретонской тельняшке" 1920е.

Этот стиль очень любила Коко Шанель.
Тельняшка в узкую контрастную полоску, часто с чистым белым верхом это уже не Англия, это уже Бретань - север Франции - "бретонская полоска".
Из стиля постепенно уходит военная форма, просачивается неформальность рыбацкой и матроской одежды.
Мода на круизы вносит больше женственности и игривых нот - плиссированные юбки, кокетливые шляпки.

1920е.
1920е.
1920е. Chanel.
1920е. Chanel.
1924.
1924.
1920е. Chanel.
1920е. Chanel.
1920е.
1920е.
Нью-Йорк 1926.
Нью-Йорк 1926.
1930е.
1930е.
1930е.
1930е.
1934.
1934.
1930е.
1930е.

В 1930х стиль развивался на волне 1920х, но тяготеет от геометрии к большей плавности линий.

1940

Vintage Signal Flags – 1940’s.
Vintage Signal Flags – 1940’s.

В 1940х по понятным причинам не было некоего особого развития стиля, который подразумевает беззаботные катания на яхтах, купания или хотя бы прогулки по набережным курортных городов.

1950

1950е.
1950е.

В 1950е стиль возвращается как яркое дополнение.
Используются мотивы полосок и якорей в классическом для 1950х приталенном крое с пышными юбками.
Но мода позволяет всё более короткие брюки и даже шорты для женщин на отдыхе, что позволят очень интенсивно развивать отпускной и приморский сегмент моды.

1950е.
1950е.
1950е.
1950е.
1950е.
1950е.
1950е.
1950е.

В 1960е и в 1970е морской-круизный стиль почти не имеет отдельного развития.

1960е-1970е.
1960е-1970е.

В 1960е мир очарован идеей "Космоса".
А в 1970е шокирован идеей хиппи и свободной любви.

1980

Линда Евангелиста. Граница 1980х и 1990х годов.
Линда Евангелиста. Граница 1980х и 1990х годов.

Новый триумф наступил в 1980е годы.
1980е любили белый почти так же как розовый, а иногда даже больше.
Это безусловная вера в мир, хотя и под дамокловым мечом "холодной войны".
Это развитие яхтинга, сёрфинга, виндсёрфинга.
Более доступные путешествия по всему миру.
Мода на путешествия, отдых у моря и водные виды спорта.
Из модных журналов цветная фотография почти полностью вытесняет иллюстрацию, фотографы и модели всё чаще выезжают из студий на выездные сессии в самые неожиданные места, это тоже способствует развитию моды, в которой неотъемлемым является пейзаж - открытый морской горизонт, паруса, движение, волны, солнце, брызги воды.

Chanel (Boutique) 1983 Accessories.
Chanel (Boutique) 1983 Accessories.
Louise Feraud Haute Couture SS 1988.
Louise Feraud Haute Couture SS 1988.
Ясмин Гаури 1980е.
Ясмин Гаури 1980е.
Кристи Тарлингтон 1980е.
Кристи Тарлингтон 1980е.
"Burda Moden" 1989.
"Burda Moden" 1989.
"Burda Moden" 1989.
"Burda Moden" 1989.

В 1980е стиль получил развитие по всем своим направлениям и нескольким новым.
Как цитаты военной формы высших чинов.
Как цитаты из одежды простых моряков.
Как рыбацкий стиль.
Как вдохновение пиратским стилем!

Vogue editorial shot by Patrick Demarchelier 1990 Yasmeen Ghauri.
Vogue editorial shot by Patrick Demarchelier 1990 Yasmeen Ghauri.

Последнему способствовали экранизации про пиратов и романтику морской жизни.
Характерные ярки, морские цвета и полосы вошли в платья простых, геометрических силуэтов, характерных для 1980х, в платья и блузы "кармен" - с свободным вырезом на шнуровке, иногда с воланом или оборкой поверху.
В модные платья-рубашки по мужскому образцу.
Из разнообразия шорт и брюк в 1980е стало доступно всё - мини-шорты, шорты-бермуды, шорты с тремя рядами сияющих пуговиц, брюки-капри и широченные брюки, которые в других стилях носят название "палаццо", но в морском стиле являются матросскими.

Bill King for American Vogue, December 1986.
Bill King for American Vogue, December 1986.
"Verena" начало 1990х.
"Verena" начало 1990х.
Vogue Italia Talisa Soto Sett 1992.
Vogue Italia Talisa Soto Sett 1992.
Christian Dior Осень 1993.
Christian Dior Осень 1993.

Так же "клубные свитера" - свитера из высококачественного хлопка с символами закрытых яхтенных клубов или с абстрактной морской символикой.
Бушлаты на холодное время года.

Campaign Ralph Lauren Season Spring 1990 Photographer Unknown Model(s) Saffron Aldridge, Linda Evangelista, Kim Nye.
Campaign Ralph Lauren Season Spring 1990 Photographer Unknown Model(s) Saffron Aldridge, Linda Evangelista, Kim Nye.
Ralph Lauren Осень 1992.
Ralph Lauren Осень 1992.

Разнообразие модных аксессуаров тоже поражает.
От "адмиральских" фуражек и бескозырок с такими привлекательными на ветру ленточками до французских беретов и соломенных шляп самых разных фасонов и цветов.
Обувь от лощённой обуви по военным образцам до кожаных и верёвочных сандалий на ремешках и открытых туфель на танкетке.
Кеды тоже допускаются, яхты не позволяют каблуки, которые вредят доскам палубы, а вот обувь на плоской подошве приветствуется.

Vogue UK April 1993.
Vogue UK April 1993.

1980е в некотором смысле "дублируют" 1920е с их верой в спорт, в свободу, в развитие человека и прогресс.
1980е повторяют 1920е и 1960е в влиянии стиля арт деко и буквальным изменением скоростей транспорта, такого рода прорывы отлично иллюстрируются морским, круизным или курортным стилями.

В 1990х морской стиль остаётся в узком спортивном или клубном сегменте.
Влияет на униформу стюардесс.
Но так и не уходит из моды до конца никогда.

Elle Macpherson on ELLE Australia November 2016.
Elle Macpherson on ELLE Australia November 2016.
ELLE Serbia July 2018 Model Nele Debertshauser.
ELLE Serbia July 2018 Model Nele Debertshauser.

При первом впечатлении яркого, контрастного и однозначного стиль таит внутри множество стилистических и цветовых нюансов, огромный архив аутентичного кроя, из которых можно выбрать свою версию.
И бездну обаяния времени проведённого у моря.

Ralph Lauren. Начало XXI века.
Ralph Lauren. Начало XXI века.
Ralph Lauren. Начало XXI века.
Ralph Lauren. Начало XXI века.

В определённом смысле у этого стиля только одно "ограничение".
В полную силу он звучит только у моря или широкой, судоходной реки в курортный сезон.
Зато вещи в этом стиле, как правило, хорошо выдерживают проверку временем и на уровне качества и на уровне шика.

Campaign Archive Ralph Lauren Collection, Spring 2009.
Campaign Archive Ralph Lauren Collection, Spring 2009.

Спасибо за просмотр.
Лайк, если статья понравилась или узнали что-то новое.