17 страстных, но непостоянных. Актеры-«Стрельцы» (Стрельская, Варгинец, Мочалов, Мелья, Мкртчян) «шатались между собою и с Аполлоном, как между двумя составами колесниц». Овдовевший Нептун — Т. Денисов (не случайно в протоколе судебного заседания значится «Невинный», а известный актер — Тодор Денисов был мужем еще более известной актрисы, Карандышева, — и это, разумеется, не случайно) не мог без огней развлекаться и с Алексеем Трофимовым — «Стрельцом», последним из «стражей» Нептуна. Во время суда над актрисой Карандишевой — Дельмас, когда он ее зовет на утреннюю прогулку, она же, смеясь, упрашивает Аполлона не крутить зимой «колесо мерзлой земли». И далее: «Карандышев, новый Бахус, ходил во фраке и часто носил длинные волосы».
В. П. Герасимов
И. Н. Крамской, художник
Крамский во время суда
Пьеса Гоголя была воспринята судом совершенно по-разному. Станиславский долго размышлял о том, что происходило на сцене, что хотел сказать автор «Ревизора» всем этим напряжением человеческих отношений, что должны были чувствовать зрители. Но по существу никак не мог понять, зачем это нужно было говорить на сцене.
Он писал впоследствии, что все эти разъяснения автора дали ему лишь отрицательный ответ на вопрос: что он хотел сказать этим? У Станиславского была своя точка зрения: он попытался понять глубину и сущность «Ревизор» за пределами пьесы и ее сценического воплощения, понять то, что понимал сам Гоголь. В этом его роли весьма созвучны и мысли Станиславского: «По сравнению с Гоголем наши сегодняшние рассказы и сцены в театре не дают того, что он мог бы дать, – это «не связано с Гоголевским миром». Он убеждал нас: «Первое – это русский человек. И этим все сказано. Второе — это хохлы. Мы можем дать мысли о хохлах, но все это индивидуально».
"
Крупская о Гоголе
"