Мистические романы, пугающие лучше фильма «Звонок» - как раз из раздела хоррора, так что ждать вряд ли придётся. А вот с научной фантастикой дела обстоят иначе. Роботы, андроиды и прочие киборги – конечно, заимствованные элементы и в сценарии Алексея Пехова встречаются, но далеко не в тех количествах, чтобы это воспринималось тяжело.
Да и по сравнению с чем? Ни по сюжету, ни по завязке не возникает чувство страха, в крайнем случае, немного опасений.
«Русский ковчег» - это вроде бы философский роман, но, скорее, философский, нежели фантастический. Роман-размышление, роман-диалог. Странная книга, не лишённая недостатков, но очень глубокая. Например, в начале романа автор пишет об опасности трактовать науку, как религию или философию. А также о том, что наука, в сущности, не способна объяснить, что есть человек. И не имеет смысла исследовать человека, в том числе и в космических масштабах. На мой взгляд, это очень правильная мысль. В конце концов, это ведь и впрямь основная проблема науки – невозможность объяснить, кто мы такие. Можно, конечно, не выходить за пределы человеческого тела, но это же довольно скучно. И уж если это и полёт, то полёт не в космическом пространстве, а в человеческом теле…
Неожиданный финал книги, которого я ожидал, мало кого обрадовал. С одной стороны, он оставляет простор для читательских размышлений, а с другой, кажется, что автор прямо-таки кривляется, демонстрируя то, что я отношу к недостаткам: мысль о том. что бессмертный герой перестал быть тем, кем он был, когда ещё ничего не знал о том мире. Да, он стал сильнее и способнее, но всё же… И может, если бы он так же изменился, чего от него ожидали, то не превратился бы так быстро в глупое и беспомощное существо, лишенное всякой индивидуальности.
В общем, слишком открытое начало. Слишком прозрачные намеки на «Новую надежду». Слишком много в романе абсурдных ситуаций, чтобы кто-то остался доволен. Впрочем, я не готов ждать чего-то большего. У этой книги свой ритм и своё место. «Русский ковчевг» понравится тому, кто не любит слишком тривиальные, но глубокие и в тоже время не слишком запутанные сюжеты.