Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Это, пожалуй, первое, что вспоминается из сказки про Конька-Горбунка П.П. Ершова.
Совсем недавно вышел фильм – сказка по мотивам этого произведения. Фильм наш, при участии Colombia a Sony Company.
С технологиями, спецэффектами, красочностью все в порядке. И детям, и взрослым есть чем глаз порадовать.
Но я хочу не об этом написать. А о смыслах. И что действительно радует – в фильме их много!
Самый главный успех фильма, считаю в том что, после его просмотра и обмена впечатлениями, десятилетний мальчик моей знакомой спросил:
- А я так тоже смогу?
Да, разница с оригиналом большая. Начиная от того, что в источнике сказка написана стихами. Слог ее наполнен метафорами того времени. И безусловно, маленьким детям полезно читать сказки. Прочтение развивает разные грани мышления: воображение, память, когнитивные способности. Об этом подробнее в статье «Бабушкины сказки»
Но зато в фильме современная подача. Сарказма и юмора о наших реалиях в нем полно. Но не только это.
В нем раскрывается четче и понятнее этапы духовного развития человека. Даются даже намеки на техники. А это дорого стоит!
Он больше, считаю, для взрослых, чтобы переосмыслить жизненные ценности, которые родители передают детям из поколения в поколение. Фильм подталкивает задуматься о глубинном смысле жизни.
В оригинале П. П. Ершов описывает суть духовного Преображения схематично, небольшими фрагментами. Больше внимания уделяет описаниям внешних атрибутов, обычаев, христианских и дохристианских верований. Символы и знаки там только указываются намеками. Например, про терем Царь-Девицы:
«Только, братцы, я узнал,
Что конёк туда вбежал,
Где (я слышал стороною)
Небо сходится с землёю,
Где крестьянки лён прядут,
Прялки на небо кладут.
………
По ночам здесь Солнце спит,
А полуденной порою
Месяц входит для покою».
То есть, намек на то, что Девица неземного происхождения. Она дочь и сестра Луны и Солнца. Лучшая (вторая) половина человека. Увидеть ее, а тем более попасть в ее неземное жилище может далеко не всякий, а только достойный.
Но об этом П.П. Ершов ничего не говорит. Не видно по сюжету поэмы-сказки и этапов развития Ивана. Он полагается в основном на силу Конька, вплоть до Преображения. А в чем его-то заслуга?
Странным выглядит и то, что в сказке П. П. Ершова Царь-Девица Ивану вовсе не по нраву:
«Хм! Так вот та Царь-девица!
Как же в сказках говорится, —
Рассуждает стремянной, —
Что куда красна собой
Царь-девица, так что диво!
Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыплёнка!
Пусть полюбится кому,
Я и даром не возьму».
Но при этом в конце сказки женится на ней. Выглядит, как брак по расчету. О Любви между ними ничего не сказано. Почему? Может быть от того, что это все-таки не народная сказка, хотя в ней, конечно же, взято много из народной мудрости.
В фильме же показано,
· что от испытания к испытанию Иван все более осмысленно действует, взрослеет, умнеет.
· А Конек подталкивает его к познанию, причем иногда от противного.
· К моменту встречи с Царь-Девицей Ваня уже достиг определенного уровня чистоты, чтобы различать истину и иллюзию (ледяной дворец, поиск настоящей Девицы среди ее отражений…), по-настоящему полюбить.
· Показано, что Конек ему дан не просто так, а потому, что он живет чувствами, добрый, искренний, смелый.
· Апогей самосовершенствования — это его Покаяние перед прыжком в котлы. За это режиссёру фильма особая благодарность. Показан важнейший этап очищения - оставление прошлого, без него Преображение невозможно.
· Много присутствует знаков и символов, даже то, что трансформация в каждом котле происходила на разных уровнях, с добытыми им в трудных испытаниях качествами, которые представлены атрибутами-символами:
- В первом с кольцом Царь-Девицы - Духовность, всепобеждающая Любовь;
- Во втором с пером Жар-Птицы – озарение, горние Смыслы, которые растопили лед невежества;
- В третьем с цветком Смерти и Жизни - высший Дар - духовное Без Смертие, рождение Человека Совершенного.
То есть, в фильме есть глубокие мысли и пища для размышлений. Если проникнуться смыслами, вытащив их на первый план вместо зрелищности, то остается явное послевкусие сюжета и идут осознания. Это сейчас редкий шаг в сторону смыслового кино, попытка к восстановлению забытых (утраченных) ценностей и знаний, заложенных в сказках.
При этом присутствует легкая, упрощенная подача и зрелищность фильма, которые, на мой взгляд, «замыливают» идеи.
Но если отвлечься от двухмерного взгляда на мир, который мы воспринимаем глазами, то можно «трехмерным» взглядом увидеть нечто большее - мир смыслов.
В общем фильм мне понравился. Игра актеров тоже, хотя она некоторым покажется, вполне возможно, неоднозначной.